Аннотация:Цель статьи — всесторонний анализ лексемы нора в русских былинах и определение ее роли в мифопоэтической модели мира. Разработан особый метод исследования — схема описания былинного слова, которая возникла на базе тезаурусного описания фольклорного слова и лексикологических штудий ряда ключевых концептов в других архаичных традициях, которые подверглись фундаментальной переработке. Она состоит из нескольких блоков: фономорфологического, текстового, экстралингвистического, грамматического, этимологического, деривационного, семантического, синтаксического и поэтического. Нора засвидетельствована в былинах о Добрыне и змее преимущественно во мн. ч., столь значительное преобладание которого не случайно: множество нор служат для маркирования входов в мир иной, который они в совокупности и образуют. Наибольшей частотностью отличается вин. пад., реализующийся в конструкции сходить в нору / норы, описывающей мотив проникновения богатыря во подземные владения змеи. Синонимы норы — чистое поле, обозначающее в былинах чуждое и опасное пространство, не освоенное богатырями, и сырая земля с ее углублениями, имеющие непосредственное отношение к нижнему миру с его хтоническими обитателями (змеей); антонимы — дом и Киев-град, которым она противопоставляется как хаос, неосвоенное пространство освоенному, несоциализированный локус социуму. Атрибуты норы маркируют посессора (змеиный) и наиболее существенное свойство пропасти как нижней зоны универсума (глубокий). Нора обнаруживает тяготение к мифологическому мотиву змееборчества в «основном мифе»; нора (< и.-е. *ner-, nor-) имеет аналогии в других индоевропейских обозначениях иного мира.