Аннотация:Целью настоящей статьи является всестороннее изучение др.-исл. лексемыhel ‘загробный мир; владелица загробного мира’ в «Младшей Эдде», прозаическом произведении Снорри Стурлусона (1222–1225), и сравнительный анализс соответствующей лексемой в «Старшей Эдде», древнеисландском поэтическомэпосе (основная рукопись Codex Regius 2365 второй половины XIII в.). Можноконстатировать наличие фундаментальных схождений, обнаруживаемых у данной лексемы в «Старшей» и «Младшей Эдде», проявляющихся в различных сферах — в общих наиболее частотных падежах (род. и дат.) и синтаксической функции направления, цели, реализуемой глаголами движения, ассоциации с низом,синонимичных предикатах субъекта (быть, жить), экстралингвистической детали (ворот). Вместе с тем следует отметить и принципиальные расхождения,свойственные этой лексеме в исследуемых памятниках письменности. В «Младшей Эдде» др.-исл. hel является гипонимом по отношению к др.-исл. heimr, тоесть хель является одним из миров наряду с Асгардом, Мидгардом и Миром великанов, в то время как в «Старшей Эдде» данная лексема представляет собойантоним к др.-исл. heimr, то есть она как царство смерти противопоставляется одному-единственному конкретному миру живых, населенному людьми, —Мидгарду, «среднему огороженному пространству». Этот феномен верифицируют и другие факты, например оппозиция в «Старшей Эдде» хель дому (др.-исл.hús), человеческому жилищу, ассоциации с людьми (др.-исл. halir, gumnom). Еслив «Старшей Эдде» доминирует антропоцентрическая позиция при описаниидр.-исл. hel, выражающаяся в том числе и в выборе точки отсчета (отсюда (др.-исл. heðan), вниз от мира людей, под землю), то в «Младшей Эдде» превалируеттеоцентризм (хель образует оппозицию Асгарду, «асов огороженному пространству», населенному богами).