Аннотация:В настоящей статье предлагаются новые интерпретации сюжета и функции картины Париса Бордоне «Битва гладиаторов» из Музея истории искусств в Вене. Рассмотренное в более широком контексте, полотно Бордоне находит аналогии во французском и нидерландском искусстве. Речь идет о круге живописных и графических изображений на сюжет «Резни триумвирата» (произведениях Антуана Карона, Николо дель Аббате, Ханса Вредемана де Вриса и др. с одноименным названием), которые, как традиционно считается, выступали аллегорическим изображением религиозных войн XVI века. Картину Бордоне с указанным кругом произведений сближает не только общий изобразительный мотив жестокой битвы и вероятно сюжет, но и художественный язык фантастической архитектуры, восходящий у всех художников к одним визуальным источникам – гравюрам Антонио Лафрери «Speculum Romanae Magnificentiae» и книгам Себастьяно Серлио. На основании этих сходств, многочисленных связей Бордоне с Аугсбургом и кругом Карла V, в статье предполагается, что очевидно «Битва гладиаторов» Париса Бордоне входит в один ряд, с кругом произведений, связанный с имперской репрезентацией Карла V в образе Октавиана Августа в период войн с протестантами. Запечатленная на нем битва отсылает нас к событиям вокруг битвы при Мюльберге и победой испанской короны над протестантами.