Аннотация:Диалектика господства и рабства представлена не только в ее истоке – «Феноменологии духа» Гегеля, – но также в рецепции последующими авторами: АлександромКожевым и Жаком Лаканом. Александр Кожев делает упор на разрешение антагонизма между рабом и господином в Империи, обществе Гражданина, которымзавершается история. Лакан предлагает рассматривать эти теоретические конструкции как с позиции «смерти господина», так и в ситуации «изощренного господства», которым обладает раб и благодаря которому совершается имманентныйразрыв в структуре господского абсолютного знания. Одним из истоков понятияклассовой борьбы в классическом марксизме является именно гегелевская диалектика господства и рабства, которая тем не менее переосмысляется на более революционный, практико-ориентированный лад, в отличие от спекулятивной гегелевскойконструкции, направленной на то, чтобы провести определенного рода дескрипциюстановления самосознания в более широком смысле. Также Маркс заимствует гегелевскую терминологию из «Науки логики» с целью описания структуры класса какисследовательского объекта (сознание, не пришедшее к самосознанию, класс-в-себе)и как действующего, активного, революционного субъекта (сознание, вступившеев борьбу за признание – и обретшее тем самым самосознание, класс-для-себя).Сравнительный анализ этих концепций позволяет как проследить исток марксистского учения о классе и классовой борьбе, так и открыть перспективу определенного синтеза между марксистским и «постгегелевским» прочтением диалектики господства и рабства.