Аннотация:название статьи сознательно перекликается с названием одной из статей Б.Латура. Латур пишет о том, что социологи, пытающиеся объяснить социальные связи и системы, страдают от того, что всех постулируемых ими оснований оказывается недостаточно, чтобы объяснить прочность и устойчивость социальных норм и правил, в которых мы живем. Латур считает, что эта проблема связана с тем, что для социологов "оказываются невидимыми" упрямые и весомые материальные объекты, которые заставляют людей вести себя так, а не иначе. Проблему следования правилу, поставленную Витгенштейном, интерпретируют в социологическом ключе: см. С. Крипке, Д.Блура. Согласно этим интерпретациям, следовать правилу (например, арифметических действий) правильно значит - делать так, как делают все. Отдельный человек может ошибаться, но к сообществу понятие ошибки вообще неприменимо. Это должен продемонстрировать знаменитые крипкевский пример с "плюсом" / "квусом". Нельзя не согласиться с тем, что следование правилу - социальный институт, но в рассуждениях Крипке, как кажется автору, что-то все равно остается неубедительным - или неправдоподобным. Поэтому имеет смысл привлечь дополнительный фактор. Да и сам Витгенштейн в "Заметках по основаниям математики" подчеркивает, что правила арифметики ПРИМЕНЯЮТСЯ. Практики применения, т.е. обращения с упрямыми и весомыми материальными объектами, способны напомнить даже целому сообществу, если оно вдруг коллективно забудет, чем оно пользовалось - плюсом или квусом, - плюс нужен или квус.