Аннотация:В классической теории канадского медиаисследователя Маршалла Маклюэна различные медиа обязательно взаимодействуют, к контенту любого средства коммуникации всегда имеет отношение другое (medium is the message): содержанием телеграфа является печать, содержанием печати – письменное слово, содержанием письма – речь. Наряду с общеизвестными метафорами («глобальная деревня», «горячие» и «холодные» медиа, «расширения» человека, «эпоха Гутенберга» и др.) следует назвать метафорический по своей сути тезис М. Маклюэна о наследовании медиа, который затем заимствуется в возникшей теории ремедиации: новые медиа переоформляют прошлые медиа добавлением новых деталей.
Средства коммуникации склонны заменить старое новым. Концепция ремедиации и в прочтении отечественной наукой подразумевает тот факт, что новые медиа абсолютно новыми не являются. Исходными материалами для ремедиации служат различные медиа (литература, фильмы и др.), эффект новизны создается скорее благодаря технической обработке и новому формату, нежели переосмыслению содержания или структуры. Внимание пользователей в возникшем медиуме направлено сначала на освоение функций и языка, которые в ходе контакта с прошлыми медиа достаточно знакомы, и лишь затем – на новые аспекты.
Бельгийские теоретики memory studies Астрид Эрл и Энн Ригни с опорой на известное высказывание М. Маклюэна считают, что «медиум и есть память». Исследователи видят поддержание культурных традиций в использовании предшествующих медиа (эпоса, классической литературы, фотографий и т.д.) кинематографом. Ремедиация проявляется в том, что через века ключевые события, превращающиеся в «места памяти», канонически репрезентируются средствами разных медиа: происходит отсылка к нарративам, образам и мифам.
Исследователи все чаще отмечают культурологическое значение ремедиации. При этом большинство трудов касаются 1) ее растущего значения внутри общего медиаполя (современный процесс медиатизации может включать в себя понятие и процессы ремедиации, поскольку медиа пребывают в регулярном диалоге и испытывают взаимное влияние) [Lundb K., 2009:13]; 2) воздействия новых медиа на старые, в том числе постановкой задач, что подразумевает дальнейшую трансформацию.
Итак, ремедиация расширяет возможности медиа в плане вариантов комбинирования одних медиа с другими. Новые медиа соединяют компоненты нескольких предшествующих форм, в отличие от «старых»: к примеру, фотография имитирует полотно художника, фильм – театр и литературу и т.д.