Имитации перегородчатых эмалей в древнерусском искусстве (на примере археологических находок из Владимиро-Суздальской земли)статьяИсследовательская статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Аннотация:Методами рентгеновской, синхротронной и нейтронной томографии изучены конструкция и особенности технологии создания полихромных эмалевых изображений на трех древнерусских (XII–XIII вв.) бронзовых предметах с эмалями, найденных на территории Владимиро-Суздальской Руси: подвеска-иконка, колт и крест. Украшающие их эмалевые изображения внешне похожи на выполненные в технике перегородчатой эмали. Однако полученные данные позволяют заключить, что их технология не отвечает основным признакам обоих вариантов перегородчатой эмали: клуазоне и византийской. В рассмотренных объектах эмали нанесены в выемки, чего не встречается у эмалей клуазоне, при этом выемки получены литьем — приемом, не используемым в византийских перегородчатых эмалях. В качестве материала основы использованы различные медные сплавы, не применявшиеся ни в европейских, ни в византийских перегородчатых эмалях. Исследование показало, что эмалевые вставки выполнены не в соответствии с технологией перегородчатой эмали, когда металлические перегородки располагаются на пластине или в выемке, образуя ячейки, впоследствии заполняемые эмалью разных цветов. Порядок действий был обратным: сначала наносились эмали, потом на определенные места накладывались перегородки, а затем совершался обжиг эмали. Перегородки несли декоративную функцию, являясь контуром, ограничивающим изображения. Изделия в такой упрощенной технологии можно рассматривать как имитацию дорогих золотых украшений княжеско-боярского убора, выполненных в сложной ювелирной технике перегородчатой эмали.