Проблемы обеспечения безопасности в современных микропроцессорных системах управления подвижным составом, вызванные особенностями современной элементной базы, и их решение на примере блока безопасности «БАРС» вагонов 81-760 Московского метрополитенастатья
Аннотация:В статье обсуждаются тенденции роста ущерба от техногенных катастроф и связь этого фено-
мена с системами автоматики. В качестве основной причины рассматривается снижение устойчивости
новых и модернизируемых систем управления к сбоям и внешним воздействиям ввиду увеличения
быстродействия и снижения стойкости применяемой элементной базы. При этом в группу риска при
модернизациях попадают, прежде всего, объекты с наиболее интенсивным режимом эксплуатации,
и в частности, метрополитен, что чревато инцидентами с неприемлемым социальным ущербом.
Тем более актуальной становится задача создания новых безопасных систем управления уровня SIL 4
с учетом особенностей современной элементной базы и условий эксплуатации объекта. Предложена
концепция системы с выделенным блоком безопасности с высокой устойчивостью. На примере ком-
плексной системы управления и обеспечения безопасности движения электропоездов Московского ме-
трополитена обсуждаются вопросы применения современной микропроцессорной элементной базы.
Рассмотрен пример внедрения микропроцессорного блока безопасности, совмещенного с приемником
АРС, как основа системы под требования SIL 4, − как изделия, подтвердившего свои характеристики
за время эксплуатации более 15 млн часов.