Аннотация:До 1917 г. создание экранной периодики оставалось делом лишь крупнейших кинокомпаний, а ведущим еженедельным изданием экранных новостей в России и мире был «Пате-журнал». Его российские аналоги не соответствовали критерию регулярности. В годы первой мировой, когда в других странах создание кинохроники подвергалось разным формам государственного контроля, в России этим занималась общественная организация, Скобелевский комитет. Выпуски его «Военного вестника», после февраля – и «Свободной России», также не были регулярными.
В этом контексте создание «Кино-недели» – первого регулярного еженедельного государственного экранного издания – приобретает историческое значение. Рассматривая этот киножурнал в ряду последующих изданий советской кинопериодики, методологически мы опирались на теорию ремедиации Джея Дэвида Болтера и Ричарда Грузина, рассматривали печатную газету как исходную медиаформу и пришли к заключению о значении субьективного фактора в создании «Кино-недели». Объективные исторические условия 1918-1919 гг. препятствовали этому: развал империи, разруха, военный коммунизм, гражданская война. Однако важнее оказался идейный мотив, объединявший людей, стоявших у власти, и кинематографистов: «коммунистическая расшифровка мира», по выражению Дзиги Вертова. Газета «Правда» стала образцом его второго киножурнала, где ремедиация вербальных концептов реализуется уже в монтажных метафорах.
Не менее важным субъективным фактором представляется политическая воля руководства и сама личность В.И. Ленина. Д. Вертов преклонялся перед ним, что отразилось в первом поэтическом фильме-портрете В.И. Ленина внутри экранного журнала («Кино-Правда» №21), ленинской идее радиофикации посвятил последний выпуск № 23 этого издания. Теоретик марксизма, прагматик, в отличие от беспартийного поэтически настроенного Д. Вертова, В.И. Ленин не только знал изнутри политический потенциал газеты и был блестящим публицистом, но и предвосхитил ряд положений медиатеории. В СССР принцип ремедиации газеты был распространен на практику радио и кино именно с его подачи, как требование, осознанное задолго до появления этого теоретического понятия. Реализацией этого требования занимались его единомышленники М.А. Бонч-Бруевич и А.В. Луначарский. М.Е. Кольцов, недолго возглавляя Московский кинокомитет, привлек в кино земляка Д. Вертова. В «Кинонеделе» запечатлены многие публицисты «ленинской школы» – это было их общее дело. Д.Вертов стал первым хранителем ленинской кинохроники.