ВЗАИМОСВЯЗЬ КОГНИТИВНОГО И ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ: THE INTERRELATION OF COGNITIVE AND VALUE COMPONENTS IN THE STRUCTURE OF STUDENTS’ LEGAL CONSCIOUSNESSстатья
Аннотация:В статье рассматриваются различные подходы к содержанию понятия «правовоесознание», существующие в психологии и юриспруденции.Приводится структура правосознания: правовая идеология (система правовых взглядов и аргументированное отношение к действующим правовым институтам) и правовая психология (эмоциональнаяоценка правовой действительности).Рассматривается разработанная в психологии А. Р. Ратиновым теория правосознания, включающая три функциональных компонента: интеллектуальный, интеллектуально-эмоциональный, интеллектуально-эмоционально-волевой, которые соответственно реализуют три функции правосознания (познавательную, оценочную и регулятивную).Особое внимание в статье уделяется интеллектуальному (когнитивному) компоненту правосознания.Приводятся источники, из которых граждане, включая молодежь, могут получать знания о праве.При усвоении правовых норм человек может опираться как на модели поведения других людейв различных ситуациях, так и на варианты и модели собственных действий и их последствий (положительных или отрицательных).Обосновывается связь между когнитивным содержанием правового сознания и ценностных ориентаций личности, а также оценочным отношением к правовым нормам.Анализируются результаты исследования взаимосвязи когнитивного компонента правосознанияи ценностных ориентаций у студентов.Рассматривается когнитивное содержание представлений современных студентов и их связьсо сформированными оценками по отношению к правовым нормам.