Аннотация:Проблема и цель. В статье рассматривается проблема поиска эффективных механизмов воспитания молодого поколения и его социальной интеграции в условиях несоответствия модели социализации молодежи изменившимся условиям общественных отношений, на которые воздействуют «новые войны» и обостряющиеся социальные конфликты. Цель исследования состоит в реконструкции и обосновании модели воспитания молодежи Русской православной церкви как особой методологии и технологии социализации молодого поколения, обладающей значимым потенциалом для использования ее элементов в системе светских институтов социального воспитания.Методология. Методологической основой исследования является диалектический метод, с помощью которого модель воспитания Русской православной церкви рассматривается в движении, учитываются противоречия, устанавливаются общие и особые черты, а также обеспечивается возможность типологизации.Исторический подход позволил выявить характера эволюции и тенденций развития модели молодежной политики Русской православной церкви. Идеи культурологического подхода обусловили работу с явлениями культуры на смысловом уровне. Равным образом аксиологический подход позволил учитывать ценностное освоение действительности, отношение к православию, его оценку и на основе учёта мотивов поведения – проецирование на процесс воспитания.При этом включенное наблюдение дало понимание отношений и поведения, которые составляют культурную норму в среде верующих.Была рассмотрена социализация молодого поколения на основе познавательного и бытийного образа (парадигмальный подход), сформированного в традиции Русской православной церкви.Для описания макроструктур и процессов институционализации были использованы методологические посылки структурного функционализма. Данный подход совмещался с деятельностным направлением социологической теории при исследовании микроуровня изучаемого процесса.С позиции системного подхода рассматриваемая модель воспитания предстала в качестве явления, занимающего отдельное место в социальной действительности как едином целом, что определило понимание ее элементов как иерархически организованной системы всей молодежной политики Русской православной церкви. Функциональный метод определил действие и роль модели социализации как отдельного звена системы иных явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости.Результаты. В статье анализируется молодежная политика Русской православной церкви в новой истории России. В контексте эскалации глобальных угроз и вызовов установлен эффективный механизм социального воспитания молодого поколения и его социальной интеграции.Выявлен ряд дефицитов государственной молодежной политики, среди которых наиболее значимыми являются: воспроизводство гедонистически ориентированного дискурса, нормативная амбивалентность системы управления молодежным транзитом, неразвитость деятельностных технологий работы с молодежью, а также отсутствие преемственности и синхронизации между институтами сопровождения детства и собственно молодости. Обоснован вывод о том, что поиск источников их устранения в советской модели работы с молодежью является не конструктивным.В работе предлагается обратиться к опыту реализации социального воспитания молодежи, реализуемого Русской православной церковью. Его обобщение позволило выделить три этапа развития: первый этап (1991–2000 гг.) – становление; второй этап (2000–2014 гг.) – институциализация; третий этап (2015 г. – настоящее время) – адаптация под влиянием глобальных угроз и геополитической нестабильности.На основе анализа ключевых документов, регламентирующих работу с молодежью, авторы реконструировали и верифицировали модель социального воспитания, которая реализуется Русской православной церковью.Заключение. Модель воспитания молодежи, реализуемая Русской православной церковью, базируется на понятной системе принципов, предполагает создание развернутого комплекса ситуаций-образцов, позволяющих молодым людям интериоризировать нормативно-ценностную модель православия и транслировать ее в другие молодежные сообщества. В этом отношении данная модель является эффективным инструментом социализации молодого поколения, формирования у него жизненной философии и включения в реальную деятельность по преобразованию своей жизни, а также возможностью преобразования государственной молодежной политики и развития новых форм социального воспитания молодого поколения в ситуации геополитической нестабильности и социальных кризисов.