Аннотация:Система образования – важнейший социальный институт. Его основная задача - передача научных знаний, ценностей и норм молодому поколению. Учитель является важным элементом в системе образования. В исследовании рассматривается феномен социальной адаптации молодого специалиста в рамках общего образования, характеризуются современные детерминанты выбора выпускниками вузов профессии. Анализируются основные подходы к пониманию социальной адаптации молодого специалиста, определяются временные границы, сферы реализации, круг субъектов, принимающих участие в становлении молодого специалиста как профессионала. Предлагается авторская модель адаптации, которая имеет в своей структуре четыре этапа: формирование учебно-материальной модели преподавателя (включает учебно-вспомогательные помещения, лабораторное оборудование, технические средства обучения, учебники и учебные пособия и методические материалы); психоэмоциональный (этап проецирования); этап социального взаимодействия (практика преподавания); психологический этап (привыкание к «профессиональным раздражителям», к числу которых относятся стрессы, связанные с условиями труда, межличностные конфликты с педагогами, проблемы социального контакта с учениками, иные стрессовые факторы, обусловленные управленческими причинами).