Аннотация:Актуальность. Изучение личности спортсмена предполагает в первую очередь исследование ее социокультурной природы и структуры. Несмотря на длительность научного дискурса относительно сущности и структуры личности, отсутствует единый подход в контексте социокультурной интерпретации данной категории в спорте. Тем не менее каждое из определений личности, представленное в научных источниках и поддержанное соответствующими исследованиями, имеет значение и должно быть учтено при стремлении к наиболее полному пониманию личности. В свою очередь ни одна из методик не может предоставить полную характеристику спортсмена. Каждая из них лишь отражает отдельный аспект его способностей, личностных качеств и черт. Поэтому важно использовать все методики в комплексе, чтобы помочь тренерам, практикам и педагогам в организации воспитательной работы, тренировочных процессов и индивидуального подхода в обучении. Цель - охарактеризовать общую методологию и методы изучения личности спортсмена в контексте социокультурного знания. Задачи: определить концептуальную основу социологического изучения личности спортсмена; представить методики по ее изучению; установить направления их применения. Методология. Методологический дизайн исследования базируется на использовании философских, социокультурных и педагогических концепциях и подходах.Результаты. Социальная активность личности спортсмена во многом определяется тем, насколько эффективно задействованы социокультурные подходы в ее социализации. Желаемый результат возможен при задействовании всего арсенала средств, методов и специальных упражнений.Выводы. На современном этапе развития социологии спорта социокультурная методология становится определяющей при изучении различных аспектов становления и формирования личности спортсмена. Научная обусловленность использования специальных методов ее изучения связана с конкретным результатом, который должен быть достигнут спортсменом в том или ином виде спорта. Комплексное использование методов социальной диагностики личности выступает главным ресурсом в организации практической деятельности тренеров и наставников.