Аннотация:Учение П.Я. Гальперина о природе психического и роли ориентировочной деятельности как основы осуществления психического действия, получило широкое распространение, как в школьной педагогике, так и в практике профессиональной подготовки специалистов (Н.Ф. Талызна,1984; А.И. Подольский, 1985; З.А. Рештова, 1985). Важнейшим вкладом в решение проблемы обеспечения высокой эффективности обучения стало открытие пути разрешения существенного противоречия. С одной стороны, выполнение требуемого действия невозможно без овладения системой знаний, обеспечивающих выбор необходимых средств его осуществления, использование критериев оценки результата. С другой стороны, предварительное заучивание информации в отрыве от самого действия, выполнение которого она обеспечивает, становится низкоэффективным в силу скрытости ее смыслового содержания для субъекта. В соответствии с идеей П.Я. Гальперина, освоение действия происходит только в ходе его реального осуществления, когда субъект с необходимостью использует систему знаний, становящуюся средством построения конкретного действия (П.Я. Гальперин, 2002). Выполнение необходимых операций с опорой на схему ориентировочной основы действия, и дальнейшая ее интериоризация обеспечивает возможность безошибочного осуществления действия даже в период его освоения. Развитие идей П.Я.Гальперина позволило успешно решать вопросы управляемого формирования не только отдельных действий, но и элементов профессиональной деятельности (З.А.Решетова,1985; Н.Н. Нечаев,1988; Карабанова О. А., Подольский А. И., Подольская Т. А.,1989; Ариевич И.М., Орестов Р.О., Подольский А.И.). Этот опыт поставил перед исследователями целый ряд новых вопросов. Одним из них стало понимание того, что, в отличие от отдельного действия, чаще всего не представляется возможным начать реализацию деятельности без достижения высокого уровня ее освоения. Приступая к реализации профессиональной деятельности, специалист должен обладать высокой степенью компетентности, так как цена ошибки бывает чрезвычайно велика. Однако, не будучи включенным в реализацию этой деятельности, невозможно обрести требуемый уровень компетентности. Не является исключением и практическая деятельность психолога, оказывающего психологическую помощь населению. Переживание неготовности к осуществлению практической деятельности присутствует практически у всех выпускников факультет психологии. Мы остановимся на одной из важнейших компетенций специалиста психолога – деятельности консультирования в сфере возрастно-псизологического развития. Несмотря на наличие представлений о механизмах, условиях и нормативном ходе возрастного развития, хорошее владение отдельными способами работы (беседа, эмпатическое слушание, использование средств диагностики), учащиеся полагают себя неготовыми к практической деятельности. Одной из причин такой неготовности на наш взгляд является то, что имеющиеся в арсенале выпускника конкретные знания и умения не всегда связаны в качестве элементов целостной деятельности. В связи с этим встал вопрос о необходимости включения в программу учебных курсов, которые послужили бы основой формирования элементов профессиональной деятельности, позволили бы интегрировать полученные во время обучения знания и умения. Мы полагаем, что в целях формирования профессиональной деятельности психолога теория планомено-поэтапного формирования умственных действий может быть использована также успешно, как и в практике подготовки к другим специальностям. Поиск конкретного способа использования основных принципов теории планомерного формирования умственных действий был осуществлен в рамках освоения курса «Возрастно-психологическое консультирование», целью которого стало формирование особого вида профессиональной деятельности на основе освоенных представлений об условиях и механизмах психического развития, специфики психологического возраста и средствах диагностики актуального уровня развития ребенка.