Аннотация:В статье автором предпринята попытка экспликации теоретических оснований философского осмысления религиозных феноменов одним из выдающихся мыслителей раннего христианства – Оригеном Александрийским. Из всех учителей Александрийской школы Ориген вызвал наиболее продолжительные споры, не утихавшие на протяжении столетий. Его труды были беспрецедентны для всей античной литературы в количественном отношении, а в качественном они самым существенным образом повлияли на развитие языка теологии ранних веков христианства. Можно говорить не только о религиозной философии, но и о философии религии как Оригена, так и отцов, хотя сам термин «религия» не имеет у них точного греческого соответствия и доктринально не осмыслен. Автор исходит из того, что центральный интерес для исследования вопросов философии религии у Оригена представляет 4-я книга его теоретического трактата «О началах». Исходя из своей интерпретации мира как притчи и воплощения Логоса как тайны тайн, Ориген рассматривает все исторические формы богопочитания в качестве чувственной интуиции разумно постигаемых истин. При этом неортодоксальное отношение мыслителя к христианскому догмату о воскресении предопределило «драматургический» характер видения им религиозной жизни в целом.