Аннотация:В статье рассмотрены современные – опирающиеся на применение информационных технологий – подходы к организации, реализации и интерпретации экспериментов в области оbedience, инициированных и введенных в психологическую науку С. Милгрэмом. Опора на информационные технологии в obedience-исследованиях в последнее десятилетие означает применение технологий виртуальной реальности. Рассмотрены актуальные подходы к применению систем виртуальной реальности в психологии, выделены и проанализированы исследования, представляющие собой два представленных в научной литературе варианта виртуального obedience-исследования. Данные варианты связаны с заменой имитирующего болевые реакции «ученика» (ассистента экспериментатора) виртуальным аватаром или заранее записанным видеоизображением с участием реального актера – в обоих случаях и актер, и аватар согласно составленной программе исследования «выполняют задания по запоминанию» и демонстрируют соответствующие речевые и паралингвистические (прежде всего мимические) реакции. В осуществленных с применением систем виртуальной реальности исследованиях продемонстрировано, что испытуемые, нисколько не заблуждаясь в том,что демонстрируемый на экране монитора «обучающийся» являет собой виртуальный персонаж, явным образом демонстрируют отношение к этому персонажу как к реальному человеку. Такой вывод делается на основании ряда изучаемых психологических параметров. Вскрытый факт отношения к виртуальным персонажам как к реальному человеку открывает перед специалистами перспективу планирования и реализации новых проектов obedience-исследований средствами виртуальных реальностей, а также перспективу повторения классических экспериментов С. Милгрэма в студенческих психологических практикумах, причем в условиях запрограммированной полной повторяемости процедурной части экспериментов, тождественной для каждого участника исследования.
The