Аннотация: В настоящее время концепт широко изучается в различных сферах науки. К данному термину обращаются помимо лингвистики в таких областях гуманитарного знания, как философия, литературоведение, культурология. В истории отечественной филологии одним из первых данный термин исследует С. Аскольдов, для него сфера применения концепта - область литературы.
Концепты honor\honra являются важнейшими испанскими национальными концептами, составляющих основу национального характера испанца. Подобные выводы нам позволит сделать анализ данных корпуса испанского языка и литературы. Для нашего исследования материалом послужили контексты употреблений двух лексем honor\honra, называющих изучаемые концепты, в произведениях двух выдающихся авторов «золотого века» испанской литературы Мигеля Сервантеса де Сааведры и Кальдерона де ла Барки.
Концепция чести у Сервантеса представляет собой, по словам испанского историка литературы Америко Кастро: «Concepto de la dignidad del hombre que no pende de circunstancias externas (fama, opinión, galardones), sino de la intimidad de la virtud individual» . Для Сервантеса концепт чести – это, прежде всего, концепт honra, который в актуальном своем слое трактуется им как «свойство добродетели» . Добродетель, чувство собственного достоинства - неотъемлемая сущность человека, присущая ему, независимо от положения в обществе. Подобная концепция чести является выражением гуманистических идеалов Сервантеса и продолжает традиции испанских гуманистов, например Луиса Вивеса, который считал, что честь honra заключается в «…Tener buen renombre por hechos virtuosos. Honra es ser acatado por nuestra virtud propia» . Подобным образом трактует концепт honra еще Аристотель: «Galardón concedido a los buenos por su virtud» .
Огромное значение придается вопросам чести в творчестве драматурга эпохи барокко Кальдерона де ла Барки. Г.В.Степанов в предисловии к изданию его драматических произведений напишет о том, что немецкие романтики нарекли драматурга «поэтом чести»» , в том смысле, что «из всех возможных регуляторов гармонического общественного устройства Кальдерон избирает ключевое категориальное понятие чести» . Концепт чести honor, имеющий в своем ядре значение универсального морального принципа поведения человека, приобретает у Кальдерона смысл основного фактора, регулирующего социальные отношения, «фундамента общественного блага, притом, что функция носителя абсолютной идеи чести приписывается в первую очередь королю» . Таким образом, в драматических произведениях Кальдерона преобладает концепт чести honor.
Чувство чести составляет суть личности испанца и может подвигнуть на самопожертвование. Честь для испанца- это чувство собственного достоинства, национальная гордость, неотъемлемая составляющая его личности.