Аннотация:Энергетическая сфера является стратегически важным направлением российско-китайских отношений, одним из приоритетов сотрудничества РФ и КНР. При этом между Москвой и Пекином сохраняются определенные противоречия, обусловленные разницей в стратегических установках и интересах двух государств, различиями в подходах к регулированию хозяйственной деятельности в Арктике, отсутствием опыта совместной практической реализации крупных проектов в регионе. В данной статье предпринята попытка предметно проанализировать современное состояние российско-китайского арктического сотрудничества, а также обозначить наиболее перспективные направления его развития, которые могли бы вывести двусторонние отношения на качественно новый уровень.
В первой части работы выделены основные вехи становления российско-китайского взаимодействия в энергетической сфере вообще и в Арктическом регионе, в частности. Во второй части подробно изучены объективные внутренние и внешние факторы, обуславливающие повышенную заинтересованность двух государств в совместном освоении российского Севера.
Автор заключает, что в современных условиях этот интерес носит взаимодополняющий, симметричный характер. Однако на сегодняшний день практическое воплощение партнерских проектов существенно отстает от достигнутых на высшем уровне политических соглашений. В этой связи в третьей части статьи проведен анализ проекта «Ямал СПГ» - одной из наиболее успешных и динамично развивающихся к настоящему моменту совместных российско-китайских инициатив в сфере энергетического сотрудничества. Подробно рассмотрены как стратегическое, экономическое и политическое значение программы для двух государств, так и связанные с ее реализацией финансовые, макроэкономические, геополитические, конкурентные риски и возможности их преодоления.
В заключении автор приходит к выводу, что опыт российско-китайского арктического сотрудничества в энергетической сфере может способствовать кооперации Москвы и Пекина и по другим направлениям, например совместному освоению Северного морского пути (СМП) как транзитной магистрали для доставки энергоресурсов в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) с последующим созданием российско-китайской арктической зоны свободной торговли (АЗСТ). В связи с этим особое внимание автор предлагает уделить проектам сопряжения СМП и Морского шелкового пути XXI века (МШП XXI в.), Евразийского экономического союза (ЕАЭМ) и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП).
Ключевые слова: Россия, РФ, Китай, КНР, Арктика, российско-китайские отношения, энергетическая безопасность, проект «Ямал СПГ», Северный морской путь, арктическая зона свободной торговли, Евразийский экономический союз, «Один пояс, один путь».