Самоопределяющие нарративы в развитии личностистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 23 сентября 2021 г.
Аннотация:В статье рассматривается роль нарративной идентичности в развитии личности, которое определяется как способность воплощения индивидуального проекта самосозидания вопреки ситуативной детерминации. В качестве структурно-функциональных единиц нарративной идентичности выделяются «самоопределяющие воспоминания», содержащих самооценку человека по значимым параметрам я-концепции. Раскрывается процесс онтогенеза самоопределяющих воспоминаний через формирующие диалоги со взрослым, описываются параметры «разрабатывающего» и «повторяющего» стилей общения родителей с детьми по Р.Файвиш. С точки зрения мотивации родителя в автобиографическом взаимодействии с ребенком дифференцируются «аутотелический» стиль, где для взрослого создание нарратива выступает автономной ценностью и «прагматический» стиль, где цель взрослого - получение конкретной информации. Излагаются результаты авторского исследования 31 диады мать-ребенок, в котором выявлен новый существенный компонент родительско-детского взаимодействия – особые квази-конфликтные приемы, направленные на повышение самостоятельности ребенка в ходе диалога и, соответственно, на большую индивидуализацию его личности.