Аннотация:В статье представлены результаты контент-анализа предвыборных медиавыступлений двух главных кандидатов на пост президента США в 2016 году – Дональда Джона Трампа и Хилари Дайан Родхэм Клинтон. Контент-анализ проводился на следующих уровнях: содержание речей (уровень прямого слова), используемые риторические приёмы, априорные посылки (идеи и представления), невербальное поведение. Материалом для анализа служил корпус текстов, включающий выступления кандидатов на праймериз, теледебаты, выступления на ежегодном собрании американских легионеров и др.
Анализ речей на уровне содержания показал, в частности, что Д.Трамп реже, чем Х.Клинтон, обращается к внешнеполитическим проблемам. Для него внешнюю опасность для Америки представляют, прежде всего, мигранты, а также террористы. Х.Клинтон, напротив, четко обозначает линию противостояния на международной арене, прибегая к оппозиции «мы» и «они», где «они» – это не только террористические организации, но и государства, от которых, по ее мнению, исходит угроза для Америки. К ним она относит Китай, Иран, Северную Корею, а также Россию.
В целом, речи кандидатов различались по длине предложений, они использовали разные риторические приёмы и жесты, а также апеллировали к разным концептам. Это отражало их разный опыт работы, разный характер как личностей, а также их ориентацию на разные электораты. В частности, было принято во внимание последовавшее после выборов заключение, что кандидаты как ориентировались, так и формировали настроение своего электората, который у Д.Трампа состоял преимущественно из белых мужчин-христиан среднего возраста без высшего образования, рабочих и фермеров, у Х.Клинтон – из представителей этнических меньшинств, гендерных меньшинств, среднего класса в возрастной группе до 40 лет.
Сделанные выводы позволяют утверждать, что разделение американского общества на сторонников Д.Трампа и Х.Клинтон отражает реальные противоречия в менталитете разных групп американцев, которые были усилены в этой необычной предвыборной борьбе.