Аннотация:В течение 6 лет со времени (с 2011 года) обязательного перехода вузов страны на двухуровневую систему обучения (бакалавриат и магистратура) российское высшее образование подвергается постоянным преобразованиям: объединяются весьма далекие по направленности университеты, сливаются, теряют свою специализацию и переименовываются химические кафедры, зачастую превращаясь в кафедры химии. За это время неоднократно изменялись государственные образовательные стандарты. В университетах постоянно претерпевают изменения программы химических дисциплин и учебные планы, вводятся новые, в том числе государственные экзамены по химии, устанавливаются новые правила их приема и защит дипломных работ. Каждый университет создает и утверждает свои учебные курсы специализаций, как обязательных, так и по выбору; вводит инновационные формы обучения и контроля знаний студентов; приобретает свой опыт подготовки бакалавров и магистров.
Для обеспечения прозрачности образования и мобильности студентов – основных требований, декларируемых Болонским соглашением, в соответствии с которым и проводятся все эти реформы, Комиссия НСАХ по преподаванию аналитической химии обратилась с просьбой к кафедрам аналитической химии более, чем 80 университетов страны ответить на вопросы подготовленной ею анкеты, что позволило бы составить представление о том, что происходит в настоящее время в российских вузах. В докладе обсуждены итоги анкетирования, охарактеризована ситуация в ведущих российских университетах, обобщено мнение ведущих аналитиков страны о положительных и отрицательных сторонах реформ.
Состояние высшего химического образования России сопоставлено с тенденциями и достижениями Европейского образования в области аналитической химии (по материалам симпозиума по преподаванию аналитической химии в рамках международной конференции «Евроанализ 2017»).