Аннотация: В данной статье исследуются причины упоминания живописца сиенской
школы Содомы (Джованни Антонио Бацци) среди художников школы Леонар-
до да Винчи в важном для Ахматовой стихотворении Н. Недоброво. Найденные
источники, а именно работы Мережковского, Фрейда и Муратова, объясняют
сближение творчества Содомы с творчеством Леонардо да Винчи. Доказывается,
что поводом к этому курьезу стало анекдотическое повествование Вазари, пере-
осмысленное писателями ХХ в. в духе «романтической иронии». Но помещение
«романтической иронии» в контекст разговора о живописи как об отражении
мира повлияло на Недоброво и Ахматову в их представлении о подлинном суще-
ствовании как «зазеркалье». Таким образом, тема зеркал Ахматовой может быть
уточнена не только как автобиографическая или доминантная для ее художе-
ственного мира, но и как связанная с топикой живописи как зеркала и с рассказом
Вазари о Содоме как художнике одновременно серьезном и смешном, невольно
пародировавшем самого себя и при этом последовательно выстраивавшем свой
образ, что позволяет внести некоторые частные уточнения в ключевой ахматов-
ский топос двойничества.