Аннотация:Cтатья посвящена дискурсивным особенностям преподавательской речи, исследованным с учетом проблемы идентичности. Изучение референций преподавательского сообщества является важной темой, все еще недостаточно изученной. Развивается концепция Э. Дюркгейма о двойственности референций преподавателя, выступающего как самостоятельный индивидуум и как член профессиональной группы. Между тем идентичность преподавателей как представителей профессиональной группы одной эпохи также неоднородна. По Дюркгейму, граница проходит по линии теория – практика. Материалом исследования являются контексты из текстов разных жанров: установочных документов (распоряжений, планов, программ и работ теоретиков) и спонтанных высказываний, в том числе полученных в результате анкетирования. Исследованный материал подтвердил, что установки преподавателей иностранных языков, проявляющиеся в их профессиональном дискурсе, многообразны. Они разделяются на осознанные и неосознанные, индивидуальные и коллективные, прогрессистские или традиционалистские, актуальные и вневременные. Идеи стадиальности, а в некоторых случаях, и разрыва, особенно очевидны в директивном установочном дискурсе и политических решениях в области языка. Коллективный или индивидуальный опыт отражается в спонтанной речи, он не вписывается в стадиальную перспективу и в большей степени сохраняет память о вневременных ценностях. Расхождение этих векторов имеет закономерный системный характер. Оно оказывает влияние на множественный выбор учебников, методов, приемов обучения и, в конечном счете, определяет мысль, слово и действие преподавателя.