Имя и энергия между сущностью и ипостасью: к некоторым темам современной критики имяславиястатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 августа 2018 г.
Аннотация:Статья посвящена вопросам православного понимания категории «энергия» в контексте формулы имяславия «Имя Божие есть энергия Божия». На примере работ С. С. Хоружего и П. Ю. Малкова проведен критический анализ опытов современных русских богословов и философов по поиску противоречий учения об энергийной природе имени и представлений об энергии как агенте сущности. Затрагивается ряд аспектов, связанных с видением в концепции имениэнергии магизма, якобы позволяющего через знание имени Божиего детерменировать Бога. Нашли отражение вопросы о понимании энергии как символе, т. е. категории, предполагающей иноприродный по отношению к сущности, к которой относится энергия, элемент. Учение об энергии как агенте сущности не означает, что конкретное лицо лишено статуса действующего. При этом в контексте споров с моноэнергистами и монофелитами такое атрибутирование энергии сущности призвано было указать на характер действия, но не на отсутствие у ипостаси связи с энергией. Это лишает почвы отождествление имяславия, видящего энергийность именно в личных именах, с моноэнергистскими концепциями действия. Анализ текстов свт. Григория Паламы показывает противоречивость попыток современных богословов противопоставить идею об имени как энергии позициям, выработанным в ходе паламитских споров в XIV в. в вопросе о связи категорий «энергия» и «ипостась». Приведенные тексты свт. Григория Паламы показывают, что они не исключают категориальную связь понятий ипостаси и энергии.