Аннотация:Исследование посвящено соотношению стиха и грамматики в поэме Кузмина. Оно проводилось для того, чтобы проверить предварительное ощущение особой композиционной роли глагольных форм в этом произведении и связи употребления времен глаголов с метрической структурой поэмы. «Форель разбивает лед» представляет собой полиметрическую поэму, каждая главка которой написана в отдельном метре (иногда двух). Имеющееся описание метрики этой поэмы было уточнено, а затем был проведен анализ употребления грамматического времени в каждой главке и прослежена общая динамика использования форм времени во всей поэме целиком. Для того, чтобы иметь возможность сопоставить изменение метра от одной главки к другой со сменой форм времен глаголов, необходимо было выработать критерии определения преобладающего времени в каждой главе. Для «Форели» это оказалось возможным, так как «точка отсчета», которая позволяет рассказчику строить повествование и от которой зависит выбор видо-временных форм, в пределах каждого «удара» почти не меняется. В результате для каждой главки поэмы было найдено основное грамматическое время (настоящее или прошедшее). Выделялось также специально настоящее актуальное время, приближающее нарратора и читателя к описываемым событиям и не имеющее предела действия. Выяснилось, что настоящее актуальное связано с кульминационными точками повествования и с желательным для протагониста исходом дела (счастливый конец выражен в настоящем и настоящем актуальном времени). Перелом в сюжете является одновременно переходом повествования от прошедшего к настоящему длящемуся и настоящему постоянному времени. Кроме того, подтвердилось интуитивное ощущение связи между метрикой и грамматикой: смена размера между фрагментами соответствует смене «точки зрения», соответственно и смене ведущего времени. Кроме того, замечены некоторые индивидуальные связи между метрикой и грамматикой: пятистопный ямб используется для рассказа о событиях в прошедшем времени, а трехстопный ямб – для настоящего актуального и для отсылки к музыкальному подтексту поэмы, романсу Шуберта «Форель». Однако взаимодействие между метром и грамматическим временем едва ли прямое – оно может быть опосредовано такими параметрами, как тип повествования (динамическое или статическое) и отношение к «реальности» (реальное или символическое). Наш анализ соотношения этих признаков выявил комплексную структуру «Форели», где с переходом от одной главки к другой в определенной последовательности меняется не только время действия, но и характер его и представление общей картины как фантастической или реальной.