Аннотация:Происхождение и семантика растительных мотивов в монументальном искусстве Македонии (IV-III вв. до н.э.)
В художественном мире Македонии IV – III вв. до н.э. особая роль принадлежит орнаментальным растительным композициям, которые нередко обретают исключительную самостоятельную ценность и свободу, вырастая в масштабные произведения мозаичного и живописного искусства. Хотя проблемы, связанные с орнаментальным репертуаром македонского искусства неоднократно затрагивались учеными, феномен возникновения и развития этих форм, а также самой их «монументализации» требует дальнейшего изучения.
Богатый растительный декор определенного типа появляется в памятниках Македонии примерно с середины IV столетия до н.э. в разных контекстах, в таком изобилии и в настолько «готовой», сложившейся форме, что здесь трудно говорить об эволюции. Очевидно имело место заимствование или, точнее, внешний художественный импульс, исходящий не из одного, а из нескольких источников. В статье делается попытка охарактеризовать круг этих источников применительно к растительной изобразительности, среди которых наиболее важными представляются искусство Апулии, Аттики и Арголиды. В заключении затрагивается вопрос о семантике флоральных композиций, их смысловой функции внутри отдельных ансамблей и в искусстве Македонии в целом.
Ключевые слова: искусство древней Македонии, Пелла, Вергина, Миеза, галечные мозаики, растительный декор
The Origin and Meaning of Floral imagery in the Monumental Art of Macedonia (4th–3rd centuries BC)
A special role in the Macedonian artistic world belongs to ornamental floral motifs, which often acquire exceptional independent value and freedom, growing into large-scale compositions in Macedonian wall painting and mosaics. Although the problems related to these ornamental forms has been repeatedly touched upon by scholars, the phenomenon of their emergence and development, as well as the problem of their “monumentalisation”, require further study.
Abundant floral decoration appears in Macedonia no later than the 340s BC in different contexts, in such quantity and quality and in such mature forms, that we can hardly speak about evolution. Certainly external artistic impulses were involved, and came not from one, but from several sources with further adaptation to specific Macedonian tasks. Here we deal with a peculiar feature of Macedonian art – its synthesizing, “cosmopolitan” character, and openness to artistic influences. The article aims to characterize the range of these sources in relation to vegetative imagery. The most spectacular examples allow one to touch upon the problem of origin, as well as semantic functions, of floral compositions within individual ensembles and the art of Macedonia in general.
Keywords: the art of ancient Macedonia, Pella, Vergina, Mieza, pebble mosaics, floral decoration, vegetal ornamentation