Аннотация:Роль свободной игры в образовании и развитии дошкольника многократно доказана. Однако, последнее время наблюдается редукция игры в дошкольном образовании. Среди причин этого явления выделяются следующие: недооценка значения игры; приоритет знаний и учебной деятельности дошкольника; отсутствие разновозрастных детских сообществ; маркетизация детства, установка на потребление; экспансия СМИ и видеопродукции; подмена игры игровыми формами обучения. Игра как самостоятельная детская деятельность всё чаще подменяется игровыми занятиями, игровыми приёмами, технологии и пр. Сравнительный анализ игры как деятельности и как формы обучения показывает их принципиальные отличия. Преимущества игры как деятельности заключаются в инициативности, самостоятельности, эмоциональной вовлеченности и спонтанности действий ребенка. Дефицит игровой деятельности имеет негативные последствия в развитии личности ребёнка. Среди условий поддержки игры в детском саду можно выделить следующие: 1) Открытость образовательной программы, а именно наличие специального времени для игры; гибкий режим, позволяющий учитывать интересы и потребности детей, возможность выбора занятия и материала как для детей, так и для воспитателей; возможность свободного и желательно разновозрастного общения детей 2) Игровую компетентность педагога, которая включает: развитое воображение, (т.е. умение придумать сюжет, преодоление стереотипных действий и представлений); эмоциональную выразительность, открытость, артистичность, тактичность, чуткость недирективность, способность заметить и поддержать инициативу других, («уйти в тень) 3) Адекватную предметно-пространственную среду, которая согласно ФГОСТ ДО должна удовлетворять определённым требованиям трансформируемость пространства полифункциональность среды и игровых материалов (использование в игре всех элементов среды, включая мебель, преобладание предметов-заместителей над реалистическими игрушками) вариативность среды (наличие разнообразных зон для всех видов деятельности и периодическая сменяемость материалов) доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды)безопасность среды Важнейшим показателем предметно-пространственной среды является содержательная насыщенность, а именно наличие необходимых и достаточных материалов для всех видов детской игры: ролевой, режиссёрской, игр с правилами, конструирования, экспериментирования и пр. В докладе рассматриваются конкретные возможности реализации данных требований.