ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Продолжено исследование защитных механизмов личности как психологических факторов успеваемости учащихся. Подтверждена связь между различными формами личностных защит и успеваемостью у старшеклассников. Улучшена и доработана исследовательская методика изучения защитных механизмов личности. Она позволила изучить индивидуальные профили распределения психологических защитных механизмов учащихся (школьников и студентов), сравнить профили у людей с разным уровнем образования (младшее, среднее и высшее) и обнаружить различия в распределении защитных механизмов между полами и различия в распределении защитных механизмов у учащихся с разной академической успеваемостью (низкой, средней и высокой). На основе изученных и описанных раннее разных форм личностных защит у старшеклассников (2013), которые выступают возможными предикторами академической успеваемости, составлены рекомендации для работы с учащимися. Как было раннее доказано зрелые формы защитных механизмов личности (идентификация) чаще используют учащиеся с высокой академической успеваемости. Поэтому развитие и усиление такого механизма за счет осознания и рефлексии учащимся может значительно улучшить его академическую успеваемость. Учащиеся с низкой успеваемостью чаще используют примитивные формы защитных механизмов личности (расщепление, отрицание). Так непосредственно на основании результатов опросника может быть построена индивидуальная программа для работы с учащимися, имеющими низкую академическую успеваемость. В этом смысле он создает определенную матрицу, рабочую парадигму для выявления и разрешения проблем респондентов. С каждым защитным механизмом связан определенный образ поведения, который проявляется в разных областях жизни, в том числе и в обучении. Таким образом, имея факторный профиль, полученный с помощью опросника, можно построить ряд гипотез о сильных и слабых сторонах индивида в обучении. Создается рабочая парадигма для выявления, конкретизации и разрешения связанных с обучением проблем респондентов. Она является не только эвристической, но и коррекционной, т.е. направлена не только на поиск, но и на разрешение психологических проблем учащихся. Начато исследование учёта академической успеваемости во взаимосвязи с личностными защитами и уровнем развития интеллекта у старшеклассников. Данное исследование уточняет вклад интеллектуального потенциала и используемых форм личностной защиты у старшеклассников, тем самым дифференцируя влияние этих факторов на академическую успеваемость. Старшеклассники, испытывающие затруднение в обучении, при среднем и высоком уровне интеллекта, предполагается, что чаще используют примитивные формы личностных защит, чем успевающие старшеклассники. Старшеклассники, использующие развитые формы личностных защит, будут иметь более высокие показатели академической успеваемости.