ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
1. Психология познания субъекта. В рамках исследования общих проблем психологии интеллекта выполнен анализ на разных уровнях: на уровне индивидуальных различий развивается структурно-динамическая теория интеллекта; на уровне анализа интеллекта как фактора социально-экономического развития стран и регионов предложена математическая модель, которая позволяет объяснять данные международных исследований (проф. Д.В. Ушаков). Выполнен историко-методологический анализ исследований по психологии мышления (проф. И.А. Васильев). Проведен теоретический анализ подходов к пониманию неопределенности в современном формулировании принципа неопределенности, в междисциплинарном подходе к прогнозируемым и непрогнозируемым событиям (проф. Т.В. Корнилова). Проведено обзорно-аналитическое исследование различных подходов к изучению особенностей регуляции человека при решении когнитивных задач в условиях высокой степени субъективной неопределённости. Выполнен анализ теоретических и эмпирических исследований психологических механизмов процесса решения психофизических задач в рамках различных моделей и подходов (ст. н. с. С.А. Емельянова). На материале методики Игровой задачи Айова (IGT) выявлена роль толерантности и интолерантности к неопределенности, а также интеллекта и эмоционального интеллекта как предикторов игровых стратегий в ситуации неопределенности (проф. Т.В. Корнилова с коллегами). Проведено кросс-культурное исследование, предполагающее 1) сопоставление эмоционального интеллекта с индивидуально-стилевой регуляцией стратегий принятия решений с академической успеваемостью студентов в Азербайджане и России; 2) апробацию на азербайджанской выборке двух опросников: опросника ЭмИн Д.В. Люсина и МОПР – Мельбурнского опросника принятия решений (проф. Т.В. Корнилова, асп. Ю.В. Красавцева). Показана роль эмоционального интеллекта как фактора решения проблемных задач художественного содержания (доц. А.А. Матюшкина, студ. А.Г. Каменева). Выполнено исследование кросс-культурных различий в процессах обобщения (доц. О.Н. Арестова с коллегами). Проведен анализ процессов компьютеризации и интернетизации современного цифрового общества в соотношении с проблемой удовлетворения разного типа потребностей человека (вед. н. с. А.Е. Войскунский, асп. Е.А. Брызгалин). Раскрыто психологическое понимание шахматного мастерства в связи с феноменом одаренности, сформулированы принципы развития шахматного мастерства (ст. н. с. Е.Е. Васюкова). Проведен анализ особенностей восприятия детьми и подростками отечественных и зарубежных мультфильмов и их персонажей (проф. Л.В. Матвеева, ст. н. с. Т.Я. Аникеева, н. с. Ю.В. Мочалова). 2. Анализ вклада отечественных научных школ в фундаментальную психологическую науку и практику. Продолжен анализ направлений деятельности психологических научных отечественных школ. Проанализированы направления научной, педагогической и организационной деятельности основателя факультета психологии МГУ А.Н. Леонтьева, обозначен его вклад в развитие психологической науки и практики. Проанализированы вехи творческой биографии и научное мировоззрение классика отечественной психологии П.Я. Гальперина. Проанализировано научное наследие выдающегося мыслителя, физиолога и психолога А.А. Ухтомского, определено его место в отечественном человекознании (проф. А.Н. Ждан). В результате историко-психологического и теоретического анализа взглядов П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина предложено решение проблемы соотношения психики и деятельности в рамках культурно-деятельностной психологии (доц. Е.Е. Соколова). С позиций школы А.Н. Леонтьева осуществлен историко-теоретический анализ сравнительно-психологических исследований механизмов сотрудничества людей и совместных форм активности человекообразных обезьян, проведенных под руководством Майкла Томаселло (ст. н. с. Е.Ю. Федорович, доц. Е.Е. Соколова). Проанализированы работы раннего периода творчества Л.С. Выготского. Рассмотрено важнейшее понятие экзистенциальной психологии – понятие экзистенциальной вины. Показано становление и развитие этой категории в философии и психологии (в работах С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Г. Марселя, Ж.-П. Сартра, П. Тиллиха, Э. Фромма и др.) (ст. н. с. М.Г. Чеснокова). Обоснован методологический потенциал культурно-деятельностного подхода к изучению измененных состояний сознания (в том числе мистико-религиозных) и рассмотрены методические средства решения соответствующих исследовательских задач (доц. О.В. Гордеева, инж. И.В. Соленов). 3. Исследование ценностно-смысловых аспектов деятельности. Исследованы ценностно-смысловые основания теории экзистенциальной психологии, показана необходимость учета духовных компонентов в психотерапевтической практике (проф. Б.С. Братусь). Проведено теоретико-эмпирическое исследование типов ориентаций в трудных ситуациях, разработана и апробирована методика для изучения ориентаций в трудных ситуациях (доц. Е.В. Битюцкая). Выполнено исследование личностных особенностей и ценностной сферы, а также внутренней картины болезни у офтальмологических больных (доц. О.Н. Арестова с коллегами). Проведено аналитико-теоретическое исследование накопленного в западной медицине, психологии и психотерапии опыта работы с пациентами, пережившими околосмертный опыт, организации процесса подготовки специалистов в этой области, а также организации процесса психотерапевтической помощи пережившим околосмертный опыт и членам их семей (доц. О.В. Гордеева). 4. Сравнительно-психологические исследования: Продолжено изучение форм невербальной коммуникации между людьми и животными (ст. н. с. Е.Ю. Федорович, инж. И.П. Семенова, техн. О.А. Качалкина). Проведено исследование поведения животных в ситуациях новизны в связи с пережитым ими ранее опытом. Полученные данные объясняются с позиций общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева (ст. н. с. Е.Ю. Федорович, инж. И.П. Семенова).