ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
задач в условиях информационных и эмоциогенных нагрузок, были выполнены все поставленные задачи: (1) разработана принципиальная схема многофакторного эксперимента по моделированию разных типов нагрузок с выделением двух независимых переменных (уровень сложности когнитивных процессов и наличие стрессогенных воздействий) с учетов влияния опосредующей личностной переменной (степень индивидуальной стресс-резистентности); (2) модернизирован экспериментальный стенд с обеспечением параллельной регистрации комплекса когнитивных, поведенческих, субъективно-оценочных и психофизиологических показателей выполнения задач; (3) валидизирована оригинальная батарея компьютеризованных когнитивных тестов микроструктурного типа с уточнением показателей доминирующих стратегий реализации разных когнитивных процессов: обнаружения сигнала, распределения внимания, удержания информации в кратковременной памяти, обработки информации в рабочей и семантической памяти; (4) проведены три серии экологически-валидных экспериментов с целью проверки пригодности разработанного диагностического инструментария и программно-аппаратных средств для оценки сдвигов в эффективности стратегий решения когнитивных задач разной степени сложности в ситуациях с различной интенсивностью информационных нагрузок и эмоциональной напряженности деятельности (общий объем выборки - 157 чел.). В 1-ом эксперименте проведена оценка количественных и качественных показателей когнитивного функционирования в ситуации индуцированной тестовой тревожности (40 чел.). Показано, что при выполнении простой задачи, не требующей трансформации воспринятой информации, все испытуемые используют идентичные стратегии при нарастании эмоционального напряжения, связанные с небольшим увеличением латентного времени ответов и незначительными сдвигами в распределении внимания. В задачах, требующих активизации ресурсов рабочей и семантической памяти, наблюдаются разнонаправленные сдвиги когнитивных стратегий, обусловленные индивидуальными особенностями. У лиц с повышенной стресс-резистентностью преобладают адекватные стратегии упорядоченного поиска в памяти, сопряженные с усилением роли сознательного контроля за исполнением, а у испытуемых со сниженной стресс-резистентностью доминируют декомпенсаторные стратегии неупорядоченного поиска. Во 2-ом эксперименте сравнивалось выполнение типового задания по созданию опросника для Интернет-тестирования на двух сайтах с разной степенью эргономичности, определяющей уровень информационной нагрузки (26 чел.). Выявлены паттерны изменений, характеризующих оптимальность стратегий решения задачи на более эргономичном сайте по комплексу показателей продуктивности и скорости действий, распределения внимания, повышения оценок комфортности текущего состояния и уровня вегетативной мобилизации. Описаны наиболее информативные характеристики глазодвигательной активности и типов активизации физиологических ресурсов, важные для объективации оценки программных продуктов в практике юзабилити-инженерии. В 3-м исследовании, выполненном по методу «встроенного эксперимента» при анализе реальной деятельности сотрудников оперативных служб двух гидроэлектростанций (91 чел.), проанализированы особенности решения когнитивных задач в зависимости от уровня информационной нагрузки и повышенной стрессогенности ситуации на рабочих местах. Доказана ведущая роль фактора индивидуальных различий в актуализации эффективных когнитивных стратегий: поддержание повышенной точности и скорости обнаружения сигнала и использование оптимальной стратегии параллельного распределения внимания на протяжение всей рабочей смены характерны только для лиц с высокой стресс-резистентностью в отличие от других операторов, демонстрирующих снижение этих параметров и увеличение дисперсии точностных показателей когнитивных тестов в напряженных условиях. Полученные данные опубликованы в 8 печатных работах (из них 4 статьи в журналах списка ВАК и коллективных монографиях) и представлены в виде 4-х докладов на трех международных научных конференциях.