ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Полевые исследования в рамках заявленной темы проводились студентами и аспирантом кафедры «Экономической и социальной географии России» в июле 2014 года в регионах Центральной России. Основная часть исследования прошла на территории, так называемого Прихоперья, «медвежьего угла», в районах на стыке Воронежской, Волгоградской, Саратовской и Тамбовской областей (в Новохоперском, Поворинском, Урюпинском, Балашовском муниципальных районах и в Борисоглебском городском округе). Главный лейтмотив исследования был направлен на рассмотрение территориальной идентичности населения под углом ее прикладного значения. Авторами предлагается использование такого направления как экономика территориальной идентичности, т.е. предпринимается попытка рассмотрения территориальной идентичности населения в свете ресурса социально-экономического развития территории. Поскольку, в условиях постиндустриального общества ресурсом развития становятся не только факторы первой природы, но культурный, символический капитал территории ― история, и значимые места, и особые бренды территории и другие характеристики, которые используются для усиления территориальной идентичности населения. Таким образом, территориальная идентичность может быть направлена на достижения различных практических целей, и вроде бы абстрактное понятие может стать конкретным экономическим или социальным ресурсом. Немаловажную роль территориальная идентичность или даже территориальная солидарность играет в формировании и развитии межличностных отношений, влияющих на функционирование местного сообщества.Структура отчета, исходя из проделанной работы, включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложение. Первая глава отчета посвящена теоретическим основам изучения территориальной идентичности населения. Она отражает предшествующий опыт исследования территориальной идентичности населения, актуализирует направление «экономика территориальной идентичности». Вторая глава направлена на освящение полученных результатов исследования территориальной идентичности в Прихоперье. В ней анализируются историко-географические и историко-культурные предпосылки формирования уникальности рассматриваемой территории, отражающиеся в специфике самоощущения местного населения. Также характерные особенности региональной идентичности и образного пространства (географические образы городов), влияющие на брендинг территории. В третьей главе рассмотрено протестное движение местного населения против планируемых медно-никелевых разработок в Прихоперье. Раскрываются характеристики антиникелевого движения, и подчеркивается роль активной формы территориальной идентичности в функционировании протеста.