ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Психологическая наука развивается, прежде всего, экстенсивно, каждый год прибавляя все новые направления и русла. Геометрически растёт количество объяснительных схем и теорий, методов, форм консультирования и психотерапии. Такое положение грозит утратой психологией своего единства как науки, распада на отдельные автономные области. Обратный этому процесс – интеграция науки, выявление её оснований и логики развития, что может быть осуществлено только с помощью развернутой историко-философской рефлексии. В группе научного руководителя НИР профессора, члена-корреспондента РАО А.Н. Ждан исследования проводились в следующих направлениях: 1) история психологии как отрасль психологической науки; 2) изучение фундаментальной научной школы, основанной А.Н. Леонтьевым; 3) анализ истоков гуманитарного подхода в психологии. В расширенном издании учебника А.Н. Ждан "История психологии. От Античности до наших дней" М., Изд-во «Академический проект», 2012; допущенном Министерством образования РФ в качестве базового учебника профессионального психологического образования (9-тое издание) включены новые разделы, в том числе: раздел «Классической немецкой философии в их значении для психологии»; анализ новых направлений современной мировой и отечественной психологии. В работах А.Н. Ждан первые проанализированы филофско-психологические труды выдающегося отечественного мыслителя первой половины XX столетия В.Н. Ивановского; его вклад в методологию и историю ассоциативного направления психологии. В связи с 300-летним юбилеем М.В. Ломоносова реконструированы хроника его жизни и деятельности, черты личности как ученого и гражданина, особенности научного мировоззрения, показан вклад в психологическую науку. Проанализирован новый подход к историко-психологическому исследованию, предложенный украинским психологом В.А. Роменцом. Раскрыт вклад профессоров Московского университета в разработку принципов университетского психологического образования и в процесс его становления и развития в процессе подготовки кадров профессиональных психологов. Рассмотрены новые аспекты психологических взглядов выдающихся ученых психологов советского периода – А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского. Е.Е. Соколова провела анализ неявных философских оснований психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, к которым автор относит учение Б. Спинозы. Обоснована трактовка категория поступка в школе А.Н. Леонтьева в сопоставлении с его пониманием в трудах С.Л. Рубинштейна, В.А. Роменца и др. Введен новый материал о функциях орудий труда в становлении человеческих действий. А.В. Лызловым исследовано становление гуманитарно-ориентированного подхода в психологии в XVIII-XIX в.в.; проведен структурно-психологический анализ тоски как «ядерного аффекта». В группе научного руководителя НИР члена-корреспондента РАО профессора Б.С. Братуся велась научная работа по следующим направлениям: 1) выявление философских основ психологического знания; 2) исследование философско-психологических основ понимания личности: идентичности в полисоциальном мире, самооценки, уровня притязаний, субъективных переживаний, совладания с трудными жизненными ситуациями; 3) философско-психологический анализ рефлексии в контексте саморегуляции деятельности, мудрости в судьбе человека, веры, одиночества и других смысло-жизненных феноменов; 4) разработка актуальных вопросов сравнительной психологии исследовательского поведения человека и животных. Б.С. Братусем и сотрудниками проведен анализ философских и методологических оснований позитивной психологии, выявлены ценностно-смысловые ориентиры ряда направлений современной психотерапии. Продолжена работа по выявлению характеристик образа человека в психологии XX века. В монографии и исследованиях Л.В. Бороздиной с сотрудниками рассматривается содержание концепта «уровень притязаний», обсуждаются варианты трактовки притязаний в качестве личностной характеристики, обосновывается его понимание как индикатора тактики целеполагания. Приводится описание детерминант выбора целей, механизма их формирования, становления уровня притязаний, анализируются результаты прикладного использования диагностики притязаний. Феноменологически установлена и статистически доказана возможность соответствия высот самооценки и притязаний, а также их несоответствия, что сопровождается ростом хронической тревожности, изменением реакции на фрустрацию, агрессивностью и т.д. Впервые описана «триада риска» психосоматических и других заболеваний, верифицированная на материале первичной гипертонии, дуоденальной язвы, ОРВИ. Сравниваются варианты гармоничного и дисгармоничного сочетания высоты самооценки и уровня притязаний в связи с эффективностью деятельности субъекта, его IQ и показателями креативности. Освещены вопросы полоспецифичности уровня притязаний и его возрастной динамики. Выявлены и описаны критерии фундаментальных различий между психологическими структурами личности и характера. При эмпирическом изучении феномена «триады риска» обнаружен достоверный подъём агрессивности и, кроме того, атолерантность к препятствиям с изменением направления и типа реакций на фрустрацию. В группе Д.А. Леонтьева поставлен вопрос об имманентной динамике собственно личностного измерения в развитии человека, введено понятие личностного потенциала, которое рассмотрено в многообразных ракурсах: организационном контексте, потенциала в академических достижениях и др. Показана значимость методологического перехода в понимании личности от модальности «необходимого» к модальности «возможного». Проанализирована проблема идентичности личности в полисоциальном мире. Рассмотрена философия жизни М.К. Мамардашвили в приложении к современной психологии личности. Проанализирована проблема мудрости в контексте философии и психологии, рассмотрен экзистенциальный смысл феномена одиночества. В исследованиях М.Г. Чесноковой выявлен историко-методологический аспект индивидуальности в психологии. Проанализированы социокультурные основания различных типов рациональности ─ классического, неклассического, постнеклассического и механизмы их смены. В исследованиях Е.В. Битюцкой проведен анализ современных подходов к определению и исследованию проблем совладания с трудными жизненными ситуациями, ведется разработка комплексного подхода, исходящего из деятельностной парадигмы. В группе Е.Ю. Федорович впервые осуществлён анализ зарубежных исследований по поведению животных в ситуациях «новизны» с позиций деятельностного подхода школы А.Н. Леонтьева. Проведен сравнительный анализ зарубежных подходов к изучению исследовательского поведения животных в разных направлениях психологии и этологии (в частности, логики построения исследований, привлекаемого понятийного аппарата, феноменологии исследовательского поведения), что позволило выявить преимущества, которые даёт его изучение в природных контекстах. Привлечение к анализу исследовательского поведения основных принципов деятельностного подхода позволяет снять противоречия и дихотомии, возникающие при изучении и анализе исследовательского поведения в современных подходах.