ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Объектом исследования являются психические функции и их состояние при расстройствах работы мозга разной этиологии и на разных возрастных этапах развития человека Цель работы – анализ специфики нарушений когнитивной и эмоционально-личностной сферы при расстройствах работы мозга разной этиологии и на разных возрастных этапах развития человека, разработка методов нейропсихологической диагностики и реабилитации нарушений психических функций, анализ роли разных отделов мозга и их интегративного взаимодействия в обеспечении психических функций. В процессе работы проводились экспериментальные исследования с пациентами детских и взрослых лечебных заведений, апробировались методы и методики диагностической и реабилитационной работы. В результате исследования получены данные о специфических особенностях синдромов нарушения психических функций в популяции пациентов детского, зрелого и позднего возраста при таких заболеваниях, как локальные поражения мозга, черепно-мозговая травма, эпилепсия, рассеянный склероз, эндогенные психические заболевания; Получены данные об эффективности разработанных методик реабилитации. Полученные данные используются для дальнейшего развития концептуального аппарата нейропсихологии, выявленная специфика нейропсихологических синдромов при различных расстройствах в работе мозга позволяет более целенаправленно проводить диагностическую и реабилитационную работу, разработанные методы диагностики и реабилитации используются в практической работе с больными. Объект исследования - психические функции на разных возрастных этапах развития человека. Цель работы – анализ специфики функционирования когнитивной и эмоционально-личностной сферы в норме и при расстройствах работы мозга разной этиологии и на разных возрастных этапах, разработка методов нейропсихологической диагностики и коррекции отклонений в развитии психических функций, анализ роли разных отделов мозга в обеспечении психических функций. Методы исследования - нейропсихологический анализ высших психических функций в норме и при разных формах отклонений развития или патологии, экспериментальные аппаратурные исследования. В процессе работы проводились эмпирические исследования состояния ВПФ детей и взрослых в образовательных и лечебных заведениях, апробировались методы и методики диагностической и коррекционной работы. Результаты. Сопоставление теоретических позиций отечественной и мировой нейропсихологии по вопросам методологии нейропсихологии и подходам к диагностике показало близость системного и динамического подхода в современной нейропсихологии к подходу Выготского-Лурия, сближение позиций по вопросу о необходимости совмещения качественного и количественного подходов при создании батарей тестов для оценки ВПФ у взрослых и у детей. С целью создания современных батарей тестов, совмещающих достоинства качественного и количественного подходов, были предложены разные методики диагностики для детей дошкольного и младшего школьного возраста, подробно описаны процедуры статистической обработки данных, разработаны новые компьютерные методы для оценки состояния функций программирования и контроля, серийной организации движений и активационных компонентов деятельности. Принципы и методы нейропсихологического подхода к коррекции когнитивных нарушений у детей (в соответствии с теорией Выготского-Лурия), как и данные по проверке их эффективности были изложены в монографии Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, изданной в Cambridge University Press, а также в статьях на русском и английском языке. Новые и переработанные коррекционные методики этих авторов вышли на русском и испанском языках. В рамках изучения состояния ВПФ у детей в норме и с различными нозологиями было проведено лонгитюдное исследование ВПФ детей дошкольного возраста 4-х, 5-ти и 6-ти лет, показавшее неравномерную динамику по разным группам функций. Анализ состояния ВПФ у детей и взрослых с разными нозологиями позволил получить новые данные о специфических особенностях синдромов нарушений психических функций в популяции пациентов детского, зрелого и позднего возраста. Степень внедрения и значимость работы Полученные данные используются для дальнейшего развития методологии и методов нейропсихологии, выявленные особенности состояния ВПФ у детей и взрослых в норме при отклонениях в развитии и при различных расстройствах в работе мозга позволяют более целенаправленно проводить диагностическую и коррекционную работу, разработанные методы диагностики и коррекции применяются в практической работе. Они также используются при чтении лекций и проведении практикумов, при проведении публичных лекций для педагогов. Практическая, прикладная значимость проведенных исследований высока в связи с необходимостью помощи детям с отклонениями в развитии, число которых, к сожалению растет. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования Проводимые в рамках темы исследования затребованы сейчас российским обществом и будут востребованы и в ближайшие годы. Это обусловлено тем, что фундаментальные исследования ВПФ, их мозговых механизмов необходимы не только для лучшего понимания функционирования человека, но и для более эффективного поддержания его здоровья. Процентный рост числа детей с отклонениями в развитии, высокая численность инсультов и травм, приводящих к нарушению ВПФ - все это повышает требования к эффективным наукоемким технологиям помощи детям и взрослым, разрабатываемым на основе проводимых исследований.