ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В 2003 году, как планировалось ранее, проводилась статистическая проверка сформулированных в пилотных экспериментах гипотез о механизме взаимоотношений «моторных» и «сенсорных» структур мозга в процессе формирования и функционирования знаковой (речевой) системы человека. Продолжалась также разработка новых методик регистрации мозговых процессов, связанных с процессами понимания значения и восприятия акустической формы слова, процессами образного представления значения слова. В результате экспериментов с переобучением на материале абстрактных понятий (экономических терминов) и применения новых методов анализа электрической активности мозга (обследованного с помощью МРТ) подтверждается участие таких структур, как левая височная кора и мозжечок в процессе кодирования значения слова. Селективные изменения в отношении степени семантического различия фонетически идентичных слов проявляются в компонентах ВП P300. На материале слов-омонимов показано, что при увеличении глубины семантического анализа значения слова происходит редукция компонента P200 ВП, которая обусловлена сокращением работы корковых областей с одновременной активизацией подкорковых структур, в частности хвостатого ядра. В результате экспериментов по электроэнцефалографическому сопоставлению процессов восприятия цвета и его мысленного представления (воображения) при понимании слов-цветообозначений, подтверждено, что зрительная кора имеет не только специфический сенсорный вход, но может активироваться в такой же (по латенции и локализации) степени при мысленном представлении цвета, без его реального предъявления. Эксперименты по регистрации потенциалов, предшествующих моменту произношения слова, также позволили выявить билатерально симметричную активность «сенсорной» височной слуховой коры (за 500 – 228 мс до начала произнесения названия цвета), несмотря на отсутствие какой-либо звуковой стимуляции. Таким образом, подтверждается сформулированная ранее схема взаимоотношений «моторных» и «сенсорных» структур мозга в процессе формирования и функционирования знаковой (речевой) системы человека.