![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Мозговые механизмы функционирования знаковой (понятийной) системы человека изучались с помощью системы искусственно сформированных бимодальных знаков, которые позволили организовать управляемый когнитивный конфликт за счет рекомбинации их разномодальных комплиментарных частей. За отчетный период проведена серия психофизических экспериментов (проанализированы данные 35 человек), в результате чего был статистически подтвержден и количественно описан феномен семантического конфликта, а также типичные варианты его проявления. Показано, что реакции испытуемых на аудиовизуальный конфликт в процессе обучения можно разделить на четыре типа стратегий, предполагающие различное влияние аудиальной и визуальной информации на процесс восприятия и опознания бимодального знака. Однако, несмотря на различие стратегий, в целом процесс аудиовизуальной интеграции описывается при помощи линейной модели с различными весами аудиального и визуального вклада. В результате проведенных экспериментов разработана и апробирована модель из нейроподобных элементов, описывающая принципы формирования и функционирования знаковой (понятийной) системы человека. Кроме того, было проведено (на небольшом числе испытуемых) электроэнцефалографическое исследование, позволяющее зафиксировать активность мозговых структур при восприятии искусственно сформированных бимодальных знаков содержащих и не содержащих конфликт.