ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Все большее практическое внедрение элементов финансово-цифровых отношений в государственную и общественную жизнь предполагает создание правовой основы администрирования протекающих в рамках этой новой экосистемы процессов. Такое администрирование призвано выстроить барьеры, оказывающие превентивное воздействие на участников цифровых отношений, формируя у них ответственный подход к использованию и реализации новых технологических решений и продуктов в гражданский оборот и сферу государственного управления. С этой целью, как на международном, так и национальном уровнях разрабатывают и внедряют конкретные административно-правовые меры регулирования новых отношений. Новые технологические возможности позволяют реализовать принципы финансовой деятельности государства наиболее эффективным способом, однако и создают дополнительны угрозы, обусловленные все большим отходом от принципа законности в регулировании этих отношений, поскольку государство только формирует свое отношение к возникающим технологиям, которые продолжают развиваться, постоянно усиливая напряженность в обществе ввиду отсутствия определенности правового регулирования. Также необходимо отметить, что сегодня существует множество видов общественно-опасных деяний в сфере финансово-цифровых отношений, а их количество на фоне отсутствия должного правового регулирования постоянно растет. Например, регулирование сосредоточенное вокруг криптосферы, прежде всего, связано с лицензированием финансово-цифровой деятельности по данному направлению, введением требований к обязательному размеру уставного капитала, раздельному учету основных средств компании, оказывающей финансово-цифровые услуги, установлением порядка приостановки или выполнения предписаний по корректировке деятельности в случае выявления конкретных нарушений, проведением обязательного публичного аудита деятельности, фиксацией в отраслевом законодательстве штрафных санкций. Некоторые юрисдикции предпринимают попытки ввести в уголовное законодательство новые цифровые сущности. Так, УК Австралии содержит, хотя лишь только одно, упоминание о криптовалютах в части, касающейся противодействию терроризму. В то же время это не означает отсутствие уголовно-правовых средств охраны отношений в связи с выпуском и обращением токенов или иных цифровых сущностей. Австралийское законодательство запрещает вводящее в заблуждение или обман поведение в ряде обстоятельств, включая сферы торговли или коммерции в связи с финансовыми услугами и в отношении цифрового финансового продукта. Аналогичных подход наблюдается и в странах континентальной правовой традиции, например, Германии, которая стремится имплементировать новые сущности в контекст «аналоговых» составов преступлений в практической плоскости (на уровне судебных решений и разъяснений). Проанализированная зарубежная законодательная техника качественно отличает Великобританию, США и в целом страны англо–саксонской правовой традиции от иных юрисдикций в вопросе регламентации особенностей и порядка охраны финансово–цифровых отношений, в том числе посредством установления уголовных запретов. Например, в Великобритании или США мошенничество может быть совершено любым образом. Критерием квалификации того или иного деяния в качестве мошенничества будет выступать наличие факта введения в заблуждение, утаивания информации, которая должна быть раскрыта в силу закона, злоупотребления служебным положением. По этой причине в указанных правовых порядках не требуется скрупулезное описание цифровых преступлений в законодательстве. Отдельного внимания заслуживает внедрение цифровых технологий в сферу государственного управления и финансовой деятельности, поскольку необходимо оценить возникающие риски цифровизации, способы защиты прав участников соответствующих отношений, а также определенность процедур, от которых зависит их реализация, чтобы минимизировать возможные и возникающие риски. Так, внедрение искусственного интеллекта в сферу налогового и бюджетного администрирования с одной стороны освобождает соответствующие органы от рутинной работы, однако может приводить к нарушению прав субъектов и усложнению контроля деятельности таких органов, что не соответствует основополагающим принципам правового регулирования, а поэтому требует научного осмысления и выработки правовых регламентов. В ходе проведенного исследования были рассмотрены теоретические и практические проблемы цифровизации сферы публичных финансов, проведен анализ научных взглядов юристов и других специалистов России и зарубежных стран в сфере правового регулирования финансовых, налоговых, бюджетных отношений, в связи с внедрением цифровых технологией и развитием новых способов хозяйствования, а также в сфере обращения криптовалют. В результате проведенного анализа финансового законодательства Российской Федерации и иностранных государств, а также правоприменительной практики были выявлены проблемы реализации прав налогоплательщиков и участников бюджетных правоотношений в связи с развитием цифровизации в сфере налогового и бюджетного администрирования, а также отдельные пробелы и коллизии сфере регулирования финансово-цифровых отношений. Учитывая разнообразие подходов к правовому регулированию цифровых финансовых отношений, было проведено исследование следующих аспектов цифровизации публичных финансов: - теоретико-правовой идентификации категорий при цифровизации сферы публичных финансов, включая определение финансово-цифровых отношений, их элементов, содержания и субъектного состава, а также формирования понятийного аппарата при внедрении цифровых технологий в бюджетную сферу и защиты прав участников бюджетных отношений; - развития стратегического планирования в условиях формирования цифровой экономики; - порядка участия государства в регулировании криптосферы, а также обеспечения защиты прав участников данных отношений; - развития налоговой системы Российской Федерации, включая вопросы совершенствования законодательного определения объектов налогообложения, в целях обеспечения принципа всеобщности налогообложения в отношении видов деятельности с использованием цифровых технологий, а также механизмов внедрения информационных технологий в налоговое администрирование; - права участников финансовых отношений в процессе цифровизации публичных финансов, их признание, закрепление и создание механизмов защиты. Отдельное значение имеет выявление и формулирование рисков в связи с цифровизацией сферы публичных финансов. В ходе исследования уже были сформулированы отдельные предложения по совершенствованию финансового законодательства, в частности НК РФ, в части регулирования налоговых отношений при осуществлении налогового администрирования с использованием информационных и цифровых технологий; сформулированы предложения по совершенствованию бюджетного законодательства, в части регулирования бюджетных отношений, складывающихся при использовании передовых цифровых технологий, в том числе продолжена работа над разработкой и обоснованию предложений по законодательному категорированию понятия «цифровой бюджет». Результаты исследования прошли апробацию и отражены в научных публикациях.