![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
1.Исследование направлено на анализ механизмов стабилизации (оптимизации) функциональной структуры деятельности в условиях изменчивости внешних и внутренних переменных ситуации. Одним из механизмов стабилизации является индивидуальный стиль деятельности как совокупность индивидуально-личностных предпочтений, обусловленных рефлексивными или эмоциональными оценками ситуации. Анализ функций стиля позволил уточнить понятие стиля как деятельностного проявления индивидуальности. Условия формирования стиля -наличие «зоны неопределенности», доминирующая мотивация, оценка результатов деятельности и закрепление в опыте, проявляющееся в форме личностных предпочтений. Экспериментально показана независимости эффективности деятельности от стилевых характеристик, что соответствует теоретическим ожиданиям. 2. Проведен анализ методологических оснований анализа профессиональной деятельности, рассмотрены содержание и реализация идеи соответствия, лежащая в основе понимания закономерностей профессиональной деятельности и решения задач ее оптимизации. Систематизированы связи компонентов эргатической системы, требующие «соответствия» для обеспечения эффективности профессиональной деятельности. Аргументируется необходимость ограничения представления о профессиональной среде доминирующими в профессиональном сообществе психологическими свойствами и личностными качествами участников профессиональной деятельности. Степень соответствия профессиональной среды и личностных особенностей субъекта определяет успешность профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом. 3. Рассмотрено соотношение понятий и психологических особенностей процессов принятия решения и мыслительных процессов. В качестве основания их различения предложено представление о ситуациях определенности и неопределенности, ситуации неопределенности могут различаться по количеству вариантов, которыми располагает субъект:при отсутствии вариантов действий ситуация определяется как проблемная и требует активации мыслительных процессов, при наличии более чем одного варианта «видения» ситуации и действий в ней требуется анализ вариантов и выбор одного, что определяется как принятие решения. В структуре деятельности интеллектуальные процессы могут включаться в принятие решений, но решение проблем как интеллектуальный процесс не включает принятие решения. Предложенный критерий дифференциации решения проблем и принятия решения является дополнительным аргументом развиваемого представления о функциях и месте принятия решения в структуре деятельности.