ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В 2021 году в рамках приоритетного направления: «Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения, воспитания» и темы НИР на кафедре возрастной психологии получены результаты междисциплинарных и кросскультурных исследований, отражающие специфику ценностно-моральной, эмоциональной и познавательной сферы, взаимосвязи учебной мотивации, креативности и особенностей эмоционально-личностного развития, сферы поведения у младших школьников и формирования личных профессиональных планов и творческой деятельности у подростков; роли семьи, родительской позиции, ожиданий, сопровождения как факторов психического развития младших школьников и учащихся старших классов; роли молодежной субкультуры и взросления; сферы межличностных и супружеских отношений в молодых семьях; специфику материнско-дочерних отношений и психологического благополучия в зрелости. Рассматривалась взаимосвязь учебной мотивации и произвольности поведения в младшем школьном возрасте (канд. психол. наук Старостина Ю.А., Чалабиева Э.Ш.: бакалавр); особенности творческого мышления младших школьников с различным уровнем личностной тревожности (доц. Чурбанова С.М., Кученкова А.А.); креативность и психологические особенности подростков, занимающихся театральной деятельностью (доц. Чурбанова С.М., Алексеева Г.А.); взаимосвязь уровня креативности и личных профессиональных планов у подростков (проф. Пряжников Н.С., Ахмедова С.: бакалавр). Исследовалась роль семьи в развитии автономии личности подростков (на примере сравнительного исследования московских и бакинских подростков) (доц. Поскребышева Н.Н., Бабкина А.Ю.); в качестве фактора поддержки совладания с трудными ситуациями у подростков (доц. Поскребышева Н.Н., Косова Ж.Н.: магистр). Изучалась связь родительской позиции матерей младенцев с особенностями их психологической готовности к родам (доц. Захарова Е.И., Коваленко П.А.); родительские ожидания рассматривались как фактор самооценки младших школьников (доц. Бурменская Г.В., Чупрыгина А.В.: магистр). Показана связь родительского принятия с особенностями картины мира и социальной тревожностью у учащихся старших классов (доц. Бурменская Г.В., Флакова О.А.: магистр). Исследовалось родительское сопровождение учебной деятельности младших школьников (доц. Захарова Е.И., Табунова М.О.: магистр) как условие становления организованности ученика (доц. Захарова Е.И., Рябуха Р.: магистр). Изучалась роль субкультуры в личностном самоопределении подростков (на примере k-pop культуры) (доц. Молчанов С.В., Чикина С.В.: магистр); психологические факторы отношения к табакокурению у современных подростков (доц. Садовникова Т.Ю., Кочегарова Е.В.: магистр); особенности отчуждения моральной ответственности как фактора дружеских и сиблинговых отношений в подростковом возрасте (доц. Алмазова О.В., Суттон А.С.: магистр); параметры отношений с романтическим партнером у молодых людей с разным типом привязанности к матери (доц. Молчанов С.В., Огурцов А.Д.: магистр); характер отношений со сверстниками как фактор переживания одиночества и отношения к собственному телу в ранней молодости (доц. Садовникова Т.Ю., Андрианова М.А.); материнско-дочерние отношения как условие психологического благополучия женщины в зрелости (доц. Захарова Е.И., Воробьева Л.Ю.: магистр). Исследовалась суверенность личности как фактор супружеских конфликтов в молодой семье (доц. Садовникова Т.Ю., Качалова М.А.); особенности эмоциональных отношений в молодых семьях в условиях пандемии (доц. Молчанов С.В., Черенкова А.В.: магистр); психологическое благополучие женщин в моногамных и полигамных семьях (доц. Молчанов С.В., Джабраилова М.М.: магистр); особенности межличностных отношений и семейного функционирования в семейной форме «конкубинат» (доц. Молчанов С.В., Ермоченко А.А.: магистр). По теме НИР в 2021 году продолжены исследования кафедры психогенетики в разработке психологического инструментария краткой версии оценки эмоционального интеллекта, апробации на российской выборке опросника, основанного на смешанной модели (TEIQue-SF) в ходе распознавания эмоционального подтекста музыки в стиле эмбиент и дополнительного распознавания эмоций на разном материале в контексте универсальности способности в индивидуально-психологическом, возрастном и кросс-культурном подходе. Опубликованы статьи по материалам исследований в междисциплинарном аспекте: Панкратова А.А., Корниенко Д.С., Фетисова А.В. Русскоязычная адаптация краткой версии опросника TEIQue (Trait Emotional Intelligence Questionnaire) К. Петридеса и А. Фернхема // Вопросы психологии. 2021. Т. 67. № 1. С. 130–144; Панкратова А.А., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д. Связь стратегий эмоциональной регуляции с субъективным благополучием и жизнестойкостью: эффекты актора и партнера в супружеских парах // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021; Панкратова А.А., Николаева М.С. Связь эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности и качеством профессиональной жизни у психологов-консультантов // Консультативная психология и психотерапия. 2021. В 2021 году студенты специалитета и магистранты кафедры возрастной психологии (Бакинский филиал МГУ) выступили с опубликованными докладами по направлениям НИР на XXVIII Международной научной онлайн-конференции «Ломоносов-2021». Секция «Психология». Подсекция «Психология развития и возрастная психология» (14-15 апреля, Москва): Спектор Д.М. «Образ взрослости у современных младших подростков» (н.р.- канд. психол. наук Старостина Ю.А.); Мовсумова Ш.Т. «Особенности представлений о самостоятельности у родителей дошкольников» (Бакинский филиал МГУ, н.р. - доц. Поскребышева Н.Н.); Алиева А.Э. «Роль прародителей в когнитивном развитии младших школьников в азербайджанских семьях» (Бакинский филиал МГУ, н.р. - доц. Чурбанова С.М.); Куренинова А.Д. «Особенности мотивационно–личностной сферы и значимых взаимоотношений у школьников с высокой степенью увлеченности компьютерными играми» (н.р. - доц. Бурменская Г.В.); Джеппарова Л.Э. «Межличностные отношения с родителями и со сверстниками как фактор формирования установки на успех в подростковом возрасте» (н.р. – проф. Карабанова О.А.); Гайосинскене Г. «Особенности отношения к буллингу русскоговорящих подростков в Литве и Азербайджане» (н.р.- канд. психол. наук Старостина Ю.А.); Кравцова А.В. «Романтические отношения в юности и их связь с процессами сепарации от родительской семьи» (н.р. - доц. Поскребышева Н.Н.); Алыева М.А. «Особенности рефлексии как условие формирования установок на любовь и романтические отношения в юношеском возрасте» (н.р. - доц. Садовникова Т.Ю.); Гасанова Г.А. «Осознанная саморегуляция студентов вузов как фактор личностной адаптивности» (Бакинский филиал МГУ, н.р. - доц. Садовникова Т.Ю.); Закревская Д.С. «Моральная атмосфера вуза: опыт эмпирического исследования» (н.р. - доц. Садовникова Т.Ю.). В 2021 году аспирант кафедры возрастной психологии Маркиш О.В. выступил с опубликованным онлайн-докладом «Роль когнитивных особенностей подростков в ходе взросления и развития чувства взрослости» (н.р. - доц. Чурбанова С.М.) и доц. Садовникова Т.Ю. «Опыт использования русскоязычной версии методики удовлетворенности семейной жизнью» на XV Международной научно-практической конференции (Зимняя школа по психологии состояний) для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов (25-26 февраля, г. Казань). В 2021 году сотрудники кафедры приняли участие и выступили с 22 докладами на следующих конференциях: в ежегодной научной конференции в онлайн-формате «Ломоносовские чтения», Секция «Психология»: «Цифровизация и трансформация психологического образования, науки и технологий» (20 апреля, г. Москва). С сообщениями выступили: проф. Пряжников Н.С. «Управленческие, содержательные и репутационные парадоксы цифровизации образовательного процесса в высшей школе»; проф. Карабанова О.А. «Психологический возраст как модель детерминации онтогенетического развития в культурно-историческом подходе»; в ежегодной научно-практической выставке «Здоровье нации – основа процветания России» (13-15 июля, г. Москва, ЦВЗ Манеж) в рамках стендового доклада «Забота об укреплении здоровья детей - сфера взаимных интересов медицины, психологии, искусства и благотворительности» (БФ «Грани таланта» - Шелег Е.А., доц. Чурбанова С.М., Маркиш О.В.: аспирант); на Международной научной конференции «Человек в ситуации изменений: реальный и виртуальный контекст» (12-13 апреля, г. Москва) с докладом и публикацией статьи - «Отношение к цифровому волонтерству у современной молодежи» (доц. Молчанов С.В.); на Международном научном вебинаре «Измерение и анализ данных в психологии и образовании» (МГППУ, Институт образования НИУ ВШЭ, РАНХиГС, 13 мая, г. Москва) в рамках дискуссии по теме: «Оценивание креативности на основе анализа изображений с помощью нейронных сетей» (проф. Болотов В.А., доц. Чурбанова С.М.). С докладом и публикацией статьи «Цифровое волонтерство в репрезентациях у молодежи» (на англ. яз.) выступили доц. Молчанов С.В., доц. Алмазова О.В., доц. Поскребышева Н.Н. на Международной объединенной конференции «Интернет и современное общество», семинаре «Киберпсихология» (25-26 июня, г. Санкт-Петербург); с докладом и публикацией тезисов «Типы стратегий морального отчуждения и поведение кибербуллинга у подростков (на англ. яз.) в рамках 32 Международного конгресса по психологии (ICP, 18-23 июля, г. Прага, Чехия) выступили доц. Алмазова О.В., доц. Молчанов С.В., аспирант Артемова (Клименко) Е.А.; с сообщением и публикацией статьи «Психологические особенности участников цифрового волонтерства в России» на II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Человек в условиях неопределенности» (21-23 октября, г. Самара) выступил доц. Молчанов С.В.; с сообщением и публикацией статьи «Заменим ли «ручной труд»: измерение креативности в цифровой среде без привлечения экспертов» на XII Международной научной конференции «Интеллектуальные системы и компьютерные науки» (МГУ, 29 ноября - 3 декабря, г. Москва) выступила доц. Чурбанова С.М. и др. В 2021 году сотрудники кафедры возрастной психологии приняли участие в международной научной конференции в онлайн-формате «Ананьевские чтения» (19-22 октября, г. Санкт-Петербург), с докладами и публикацией статей выступили: проф. Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. «Возможности проективной методики «пословицы» в исследовании ценностных ориентаций подростков в сфере моральных норм»; проф. Карабанова О.А., доц. Захарова Е.И., канд. психол. наук Старостина Ю.А. «Планы построения профессиональной и семейной карьеры у студенток региональных и столичных вузов»; доц. Садовникова Т.Ю. «Межличностные отношения со сверстниками в ранней молодости (на примере девушек-студенток вузов)». В работе Международного конгресса «Психология-образованию» (6-7 декабря, МГУ, ПИ РАО, г. Москва) приняли участие и выступили с онлайн-сообщениями: «Игровой тест по определению уровня развития социального интеллекта в дошкольном и младшем школьном возрасте (ИТСИ)» - доц. Чеснокова О.Б. и др.; «Факторы творческого поощрения учеников в разной образовательной среде» - доц. Чурбанова С.М; опубликованы тезисы доц. Бурменской Г.В. «Особенности эмоционально-смыслового отношения к миру учащихся старших классов в период юношеского кризиса» и доц. Захаровой Е.И «Семейная карьера – путь преодоления кризиса современной семьи» в сборнике II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы кризисной психологии» (9-10 декабря, г. Минск). Опубликована коллективная монография «Психология развития: полвека пути: монография: к 50-летию кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова» (Пенза: Изд-во ПГУ – 446 с.; под ред. проф. Карабановой О.А., доц. Захаровой Е.И., доц. Бурменской Г.В. и др.), в которой отмечается, что более чем пятидесятилетняя история кафедры, традиции ее научной школы, развиваемые сотрудниками кафедры, не только позволяют сохранять единство профессиональной идентичности, общность теоретических идей и взглядов на проблемы онтогенетического и функционального развития, но и открывают новые перспективы исследований проблем развития, детства, семьи в условиях транзитивности современного общества. В 2021 году опубликована монография «Типология девиантного экономического поведения личности» (М. : Изд-во Прометей – 241 с.; проф. Пряжников Н.С. с коллективом авторов) и учебно-методическое пособие «Психология нестабильности» (М.: МПСУ – 288 с.; проф. Пряжников Н.С.). В 2021 году были продолжены исследования в рамках НИР по грантам РФФИ: «Моральная идентичность как условие участия в волонтерской деятельности молодежи-пользователей социальных сетей в период вхождения во взрослость» (20-013-00439\20; доц. Молчанов С.В. – руководитель; проф. Пряжников Н.С., доц. Алмазова О.В., доц. Поскребышева Н.Н.); «Ценностно-моральные и когнитивные факторы становления субъекта профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте - издательский проект по секции «Гуманитарные и общественные науки» (21-113-00079; доц. Молчанов С.В. – руководитель; проф. Пряжников Н.С., доц. Чеснокова О.Б., доц. Чурбанова С.М., канд. психол. наук Старостина Ю.А.); «Личностные факторы согласования семейной и профессиональной карьер в построении жизненных планов во временной перспективе молодыми людьми в период вхождения во взрослость» (20-013-00819\21; проф. Карабанова О.А. – руководитель; доц. Захарова Е.И., канд. психол. наук Старостина Ю.А.).