ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Объект исследования - психические функции на разных возрастных этапах развития человека. Цель работы – анализ специфики функционирования когнитивной и эмоционально-личностной сферы в норме и при расстройствах работы мозга разной этиологии и на разных возрастных этапах, разработка методов нейропсихологической диагностики и коррекции отклонений в развитии психических функций, анализ роли разных отделов мозга в обеспечении психических функций. Методы исследования - нейропсихологический анализ высших психических функций в норме и при разных формах отклонений развития или патологии, экспериментальные аппаратурные исследования. В процессе работы проводились эмпирические исследования состояния ВПФ детей и взрослых в образовательных и лечебных заведениях, апробировались методы и методики диагностической и коррекционной работы. Результаты. Роль А.Р. Лурия в развитии отечественной и мировой нейропсихологии была показана в нескольких зарубежных публикациях, направленных на расширение и углубление понимания вклада школы Выготского-Лурия в развитие нейропсихологии. Проводилась теоретическая и методологическая разработка проблем нейропсихологической диагностики и коррекции когнитивных функций у детей. Была показана динамика когнитивных функций у детей с разным уровнем развития высших психических функций (ВПФ) и разной школьной успеваемостью. Были выделены и описаны варианты несформированности функций поддержания оптимальной активности мозга у учеников младших классов школы, описаны их поведенческие и нейропсихологические корреляты. Представлены данные успешной апробации компьютеризированных версий известных нейропсихологических тестов. Было показано своеобразие вклада этих тестов в понимание механизмов когнитивных нарушений у детей младшего школьного возраста. Была продолжена работа по лонгитюдному исследованию письма у билингвов, в работе было показано, что по мере освоения навыка письма различия между письмом на двух языках у детей-билингвов нивелируются. При этом дети, изначально более успешно осваивавшие письмо на русском языке, со временем демонстрируют больший прогресс в развитии навыка письма и на финском языке. Была продолжена апробация метода групповой нейропсихологической диагностики состояния ВПФ у учеников начальной школы, в этом году метод прошел апробацию на детях с расстройствами аутистического спектра (РАС). Была показана положительная динамика формирования когнитивных функций у детей с РАС и высокая чувствительность использованного метода групповой диагностики. Было проведено подробное качественное исследование динамики ВПФ у детей с РАС от начала к концу обучения в первом классе. Также была предпринята попытка изучения функции воображения у детей с нормативным развитием, у детей с РАС и у детей с резидуально-органическим поражением мозга (РОПМ). Было показано, что при нормальном онтогенезе способ подачи материала (вербальный или рисуночный) в большинстве случаев не влияет на полноту и законченность создаваемого образа. Оперирование вербальным материалом недостаточно сформировано у детей с РОПМ и РАС и является следствием дефицитарной работы левого полушария головного мозга. Была проведена работа по дальнейшей разработке методов коррекции ВПФ у детей с нарушениями когнитивного развития, были подготовлены к изданию пособия для коррекционной работы. Был осуществлен анализ роли нейропсихолога в диагностике и коррекции когнитивных функций у детей с трудностями обучения. В сфере нейропсихологии взрослых были детально описаны редкие случаи нарушения ВПФ при поражении лимбических структур и височно-теменно-затылочных областей мозга. на основе методики Выготского-Сахарова был разработан метод исследования функций правой лобной доли и проведено изучение синдромов поражения этой области мозга. В нейропсихологии старческого возраста был проведен сравнительный анализ особенностей выполнения нейропсихологических тестов здоровыми пожилыми людьми в России и США, разница результатов выполнения тестов вероятнее всего связана с рядом культурных особенностей. Был подготовлен ряд публикаций по нейропсихологии здоровья и нейропсихологии старения. В рамках направления когнитивной нейропсихологии и нейролингвистики был подготовлен и опубликован обзор новых данных литературы по предпосылкам формирования речи в фило- и онтогенезе. Т.В. Ахутина подготовила к печати монографический сборник статей «Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики». В 2013 г. была защищена диссертация Р.М. Власовой, написанная под руководством Т.В. Ахутиной на тему «Мозговые механизмы номинативной функции речи: нейропсихологический и нейровизуализационный подход», Совместно с М.В. Фаликман Т.В. Ахутиной сдана в печать статья «Внимание и язык», совместно с аспирантом 3 года обучения А.И. Статниковым подготовлена и опубликована на английском языке статья о механизмах понимания логико-грамматических конструкций.