ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Научный руководитель НИР профессор А.Г. Асмолов продолжил разработку проблем методологии психологии личности и общей психологии. Результаты исследования нашли отражение в принятом Правительством РФ Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и пакете примерных программ дошкольного образования. Уточнено представление Л.С. Выготского о игре как ведущей деятельности в детском возрасте. Наряду с игрой в качестве сквозных механизмов развития в персоногенезе обоснованы такие виды ведущих деятельностей как общение и познавательно-исследовательская деятельность. Расширены представления о роли культурных практик в процессе развития личности. С позиций системного историко-эволюционного подхода, раскрывающего взаимоотношения между природой, обществом и личностью, проанализирован (совместно с А.М. Черноризовым и Е.Д. Шехтер) эволюционный смысл индивидуальных различий и роль психики в генерировании разнообразия сложных систем. Доказывается, что восхождение к личностной неповторимости является одной из стратегических линий развития жизни на Земле. Группа профессора В.А.Иванникова продолжила исследование развития процесса мотивации и волевой регуляции поведения в процессе обучения в высшей школе (университет). Получены новые результаты особенностей развития волевой сферы дошкольников и младших школьников. Мониторинг самооценок уровня развития волевых качеств студентов разных курсов выявил изменения в оценках ряда качеств. Кроме того, наряду с плановыми исследованиями процесса мотивации и волевой саморегуляции, была поставлена особая задача анализа идей А.Н.Леонтьева в связи со 110- летием его рождения. Анализ работ А.Н.Леонтьева позволил выделить в них несколько ключевых идей, имеющих значение и для сегодняшней психологии. Группа профессора А.Н. Гусева продолжила теоретическую и эмпирическую разработку принципов системно-деятельностного подхода к анализу сенсорных и перцептивных процессов. К 110-летию со дня рождения основателя общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева проф. А.Н. Гусевым обобщен цикл работ, выполненный им и его учениками, подтверждающих родуктивностт применения общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьевак психологическому анализу психофизических процессов обнаружения и различения около пороговых и пороговых сенсорных сигналов. С помощью современных технологий виртуальной реальности была разработана новая компьютерная методика для исследования влияния установок различного уровняна формирование зрительного перцептивного образа. В ходе эмпирического исследования изучалась взаимосвязь ядерного и семантического слоев образа мира (А.Н. Леонтьев, Е.Ю. Артемьева). Показана важность разработки концепции образа мира, его компонентов и их взаимосвязи как с точки зрения развития методологии системно-деятельностного подхода. Экспериментально изучено влияния индивидуально-психологических различий (демонстративности, гипертимности и дистимности как черт характера) на интонационные параметры речи в разных ситуациях общения. Группой Е.Е. Насиновской изучены процессы восприятия и понимания художественных произведений, в частности произведений поэтического творчества. Показана связь индивидуальных особенностей восприятия поэтической формы с когнитивно-стилевыми особенностями личности. Описаны функции изобразительного искусства в жанре автопортрета, прослежена роль автопортрета в становлении идентичности личности. Начата теоретическая разработка проблемы поэтического мышления, механизмом которого является интуитивное постижение личностных смыслов. Показана роль искусства в развитии личности. Группой С.В. Кривцовой подготовлен аналитический обзор данных о становлении эмоциональности и социальных компетенций ребенка дошкольного возраста. В поле зрения попали ранее не опубликованные на русском языке исследования по теме (Германия, США, Великобритания). В результате анализа автору удалось составить компендиум социальных и эмоционально-личностных компетенций для детей 5-7 лет, основанный на понимании особенностей развития эмоциональной сферы и самости. В работе даются определения компетенции и компетентности, феноменологическое описание переживания собственной компетентности как интегрального переживания завершения дошкольного детства. Группой А.М. Айламазян был проведен теоретический анализ проблемы метода исследования в культурно-историческом и деятельностном подходах. Показано, что культурно-историческая психология обладает не только оригинальной теорией, но и собственной методологией эмпирического исследования. Особая логика предложенных в данном подходе методов, таких как экспериментально-генетическое исследование Л.С. Выготского, метод поэтапного формирования умственных действий, системно-деятельностные исследования и др., не сводима к позитивистской трактовке эксперимента и эмпирического исследования в психологии. Группой Е.И. Шлягиной была проведена работа по двум исследовательским линиям: 1. Анализ системы смысловой саморегуляции личности и предикторов совладающего поведения (исполнители: Шлягина Е.И., Львова Е.Н.). Показана возможность прогнозирования уровня сформированности смысловой саморегуляции личности на основании выделения предикторов выбора различных стратегий совладания, а также определения иерархической организации системы ресурсов совладания. 2. Особенности мотивационно-смысловой сферы у людей, переживающих одиночество (исполнители: Шлягина Е.И., Орбелян С.С.). В рамках данных направлений выполнены как теоретические, так и эмпирические исследования. Установлено, что переживание субъективно одинокими студентами своего одиночества неразрывно связано с их личностью, с уровнем их зрелости, с особенностями их смысловой сферы. Е.Ю. Патяевой создана концептуальная модель социокультурного мотивирования, в которой различаются: а) базовый уровень социокультурного диспозитива, б) его осознаваемый уровень, и в) актуальное социальное поле, складывающееся из требований социальной ситуации и воздействий других людей. Предложено и обосновано новое понимание предмета психологии на основе идей А.Н.Леонтьева и современных тенденций развития психологической науки и практики. Понимание предмета психологии А.Н. Леонтьевым проанализировано в контексте современных дискуссий о методологическом кризисе психологии, который характеризуется разрывом между научной и практической психологией, отсутствием общепризнанного предмета и общепонятного языка психологии. Проведён психологический анализ жизненного мира современного «сетевого человека»: выделены и описаны новые «жизненные миры», возникающие вместе с виртуальным пространством, и особые типы «человека сетевого», которые можно соотнести с каждым из этих жизненных миров. А.И. Чекалина провела анализ данных эксперимента «Марс-500», результатом которых является: 1) разработка алгоритма анализа данных видеонаблюдения для изучения индивидуально-личностных особенностей членов экипажа, а также особенностей взаимодействия в малой группе в условиях длительной изоляции; 2) изучение индивидуально-личностных особенностей взаимодействии в малой группе в зависимости от тревоги и социометрического статуса; 3) изучение индивидуальных различий в степени выраженности тревоги в зависимости от социометрического статуса членов экипажа; 4) изучение тревоги и структуры сна в условиях длительной изоляции. Полученные результаты использованы в разработке программ экспериментов для проведения на российском сегменте Международной космической станции. Группой проф. В.С. Собкина представлены результаты исследования личностных особенностей современных студентов-актеров в сравнении с особенностями студентов-актеров середины 1970-х гг. Исследование проведено с помощью опросника Р. Кеттелла 16 PF. Анализируется ситуация отбора в театральный колледж, сопоставляются личностные особенности студентов-актеров набора 1976 г. и наборов 2010 и 2011 гг, динамика этих особенностей в течение первого года обучения.