ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Первое направление исследований по теме «Структура и регуляция деятельности» имело целью систематизацию ситуаций деятельности, определяющих своеобразие содержания деятельности и способов ее регуляции. Ситуация понимается как интеграция характеристик внешних условий, определяющих задачу, и особенностей внутренних субъективных возможностей ее решения. Общими характеристиками внешних условий являются сложность и динамичность. Сложность связывается с большим количеством объектов или их характеристик. В сложных ситуациях субъект вынужден выполнять дополнительные (в сравнении с простыми ситуациями) операции, такие как опознание, классификация, идентификация, оценка, кодирование, селекция, которые обеспечивают упрощение и сведение ситуации к известной. При решении сложных задач время решения задач и вероятность ошибок увеличиваются как функция уровня сложности ситуации. При решении сложных задач основная нагрузка приходится на процессы анализа ситуации (восприятия) и актуализации опыта решения подобных задач. Динамичность ситуации описывает устойчивость параметров объектов при решении задач. При высокой изменчивости параметров условий основная нагрузка приходится на актуализацию приемов прогнозирования, базирующихся на когнитивных процессах (ощущениях, восприятии, мышлении) и актуализации соответствующего опыта. В литературе широко используется «неопределенность» как характеристика преимущественно внешних условий, источники неопределенности преимущественно рассматриваются как объективные, связанные с внешними условиями. Логический анализ объективных источников неопределенности предполагает вывод, что источники неопределенности лежат в субъективной сфере – в самой деятельности. Разрабатывается представление о компонентах деятельности как источниках неопределенности. Особенности опыта субъекта, особенности его познавательных процессов (мышления) и регуляции (эмоциональной/сознательной) деятельности могут быть описаны 3 классами внутренних возможностей решения задач: нет ни одного варианта решения задачи – проблемная ситуация, имеется один вариант – стандартная ситуация, или больше чем 1 вариант возможных действий – ситуация неопределенности. Стандартная ситуация требует актуализации соответствующих схем организации информации о внешних условиях и способов решения задачи. Проблемная ситуация предполагает выявление закономерных связей характеристик внешней ситуации и их интеграции. Ситуация неопределенности предполагает анализ и сравнение выявленных вариантов с использованием рациональных и/или эмоциональных критериев – принятие решения. Если регуляция деятельности в проблемной ситуации осуществляется не только на уровне смыслов и значений, но и включает эмоциональную регуляцию, принятие решения осуществляется только на уровне значений и смыслов. Второе направление исследований связано с методологическим анализом содержания, целей и методов инженерной психологии и эргономики. Аргументируется представление об эргономике как комплексной науке, цели которой сводятся к оптимизации предметной среды, включая программно-технические средства, любого вида деятельности. Предметом инженерной психологии являются автоматизированные системы управления, что предполагает специфические методы исследования, особенности проектирования и оценки. Тенденция отнесения психологических исследований к эргономике вряд ли приведет к качественно новым результатам. 5. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Ситуация, неопределенность, проблемность, мышление, принятие решения. Эргономика, инженерная психология. Участие в конференциях: Международная научно-практическая конференция "Психология труда, инженерная психология и эргономика 2014 " 3-5 июля 2014г. СПб. Публикации: 1. Смолян Г.Л., Солнцева Г.Н. Человеческий фактор как угроза транспортной безопасности // Алгоритмы. Решения. Математическое моделирование. управление рисками и безопасностью / серия Труды института системного анализа российской академии наук, URSS, Москва, том 64 выпуск 3, 2014. Стр. 81-90.(Список журналов ВАК). 2. Инженерная психология и эргономика: общность и специфичность // Труды Международной научно-практической конференции «Психология труда, инженерная психология и эргономика 2014» 3-5 июля 2014г. (Эрго 2014) / Под ред. А.Н.Анохина, П.И.Падерно, С.Ф.Сергеева, место издания Межрегиональная эргономическая ассоциация, 2014; ФГАОУ ДПО "ПЭИПК", 2014 СПб, с. 49-53. 3. Подходы и концепции инженерной психологии/глава 17 учебника / Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г.Н.Солнцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2014. Стр.399- 430. ISBN 978-5-9916-4145-6. 4. Инженерно-психологические исследования когнитивных процессов / глава 18 учебника / Психология труда, инженерная психология и эргономика : учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2014. Стр.430 – 451. ISBN 978-5-9916-4145-6. 5. Принятие решения в профессиональной деятельности / глава 19 учебника/ Психология труда, инженерная психология и эргономика : учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2014. Стр. 451 – 474. ISBN 978-5-9916-4145-6 6. Характеристики систем ≪человек — машина≫ / глава 20 учебника/ Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2014. Стр.474 – 493. ISBN 978-5-9916-4145-6. 7. Инженерно-психологическое и эргономическое проектирование /глава 21 учебника / Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2014. Стр. 493 – 515. ISBN 978-5-9916-4145-6 8. Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 622 с.,— Серия: Бакалавр. Академический курс. ISBN 978-5-9916-4145-6