![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В мечтах о «нормально действующих арктических магистралях» важно помнить закономерность: переход от комбинированной системы транспортировки к «нормально действующей» влечёт за собой немало проблем, и среди них главная – затратность поддержания «нормально действующей дороги», которая, в пределе, может прекратить коммуникацию вовсе; возврат к сложной комбинированной схеме, раз разрушенной, не всегда возможен. Вполне возможно, что оптимальным ответом на арктические вызовы будет развитие не всё более «броненосных» технологий внедрения в Арктику «нормальности», но напротив, развитие более гибких, или как сейчас модно говорить, «природоподобных» технологий, зачастую более дешёвых, но и, как правило, требующих от человека большего профессионализма и внимания. По сути, речь идёт о дилемме «вложения в технику» против «вложения в человека», причём веками в Арктике чаще шли по второму пути. Происходило приспособление к Арктике. И только примерно во второй половине двадцатого века стали, очевидно, преобладать вложения в технику -- речь пошла о "покорении" Арктики, а не приспособлении к ней.