![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
И. Пилипенко считает, что кластерный подход нужно рассматривать, прежде всего, с точки зрения конкурентоспособности. По его словам, на сегодняшний день можно выделить три фундаментальных подхода американской, британской и скандинавской школ. Американская теория кластеров и кластерной политики в наибольшей степени ориентирована на практику. Британский подход к вопросу повышения конкурентоспособности уделяет большее внимание развитию цепочек добавленной стоимости и локальных кластеров между развитыми и развивающимися странами. Скандинавская школа известна разработкой нескольких концепций, в частности, национальных региональных инновационных систем и экономик обучения для регионов. И. Пилипенко считает, что из-за невысокой доли добавленной стоимости малых предприятий и небольшого их количества о развитых пространственных кластерах говорить не приходится. Искусственное их выделение с помощью математических методов приведет к выделению уже существующих промышленных комплексов 50-х годов прошлого века. Поэтому необходимо фокусироваться на формировании региональных кластеров в новых отраслях, получивших развитие после 1991 года. Единичные примеры таких кластеров в России уже есть. Например, в Новосибирске существует классический IT-кластер. По его мнению, есть серьезные проблемы в проведении политики формирования и развития кластеров в России. В частности, федеральный центр должен иметь собственную программу регионального развития, которая позволит регионам строить долгосрочные планы, в том числе, кластерного развития. Задача регионов - определить способы развития в рамках этой программы и создать бренд региона. Но, как считает И. Пилипенко, пока региональная политика в России строится на постулате, что достаточно выявить регионы-лидеры, определить их точки роста, выделить на них деньги, после чего они будут развиваться.