![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Санкции фактически являются инструментом конкурентной борьбы за рынки сбыта, поэтому, естественно, они негативно влияют на деятельность попавших в санкционные списки компаний, лишая их доступа к технологиям, рынкам капитала и затрудняя сотрудничество с иностранными партнёрами. Это, в свою очередь, снижает ценовую конкурентоспособность продукции и ухудшает финансовое состояние компании. Основным индикатором снижения конкурентоспособности российских производителей по сравнению с европейскими, китайскими, японскими и американскими компаниями является отсутствие собственных разработок высокоскоростных поездов, что, по идее, из-за размеров нашей страны должно было стать конкурентным преимуществом российских компаний. Однако если у нас за 30 лет советский задел не был полностью реализован, то Китай сумел создать эту отрасль с нуля всего лишь за 15 лет и теперь производит более качественные высокоскоростные поезда, чем Alstom, Bombardier и Kawasaki, у которых данная технология была изначально приобретена. Транспортное машиностроение — это капиталоёмкая отрасль, где важную роль играет экономия на масштабах производства. Соответственно, при прочих равных условиях (даже если допустить, что продукция по своему качеству и техническим характеристикам сопоставима) компании из Евросоюза, Китая, США и Японии в любом случае будут иметь преимущество из-за более низкой стоимости фондирования и более крупных заказов на свою продукцию. Соответственно, единственный вариант для наших компаний в долгосрочной перспективе — это вложение значительных инвестиций (в т.ч. средств, полученных от государства) в НИОКР и инженерно-технических работников, освоение современных технологий производства в рамках сотрудничества с иностранными компаниями и вывод сначала на российский, а затем и на международный рынок новых конкурентоспособных образцов подвижного состава.