![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
«Арабески» Гоголя (1835) объединили под одной обложкой произведения нескольких разнообразных жанров, расположенных в особом, не связанном с их жанровой принадлежностью порядке. В него вошли шесть художественно-искусствоведческих и критических эссе, семь исторических и географических статей, пять художественных произведений (в том числе «Портрет» и Невский портрет»). Несмотря на разножанровый и разновременной состав сборника, на его последующую судьбу (в 1842 г. Гоголь не включил «Арабески» в собрание своих сочинений), а также на само название («арабески»– арабская роспись, причудливое смешение разнородных элементов) и на соответствующий подзаголовок «Разные сочинения Н. Гоголя», – «Арабески», однако, не являются каким-то «складочным местом» для произведений, которые не вошли в другие сборники. Изначально цикл задумывался как некая поэтическая энциклопедия, своим разнообразием призванная показать универсальность и широту миросозерцания автора. Совмещая научные и художественные произведения в одной книге, Гоголь подчеркивал, что художник является таким же исследователем жизни, глубоким аналитиком, как и ученый. Он не является лишь сочинителем развлекательных сочинений, как это порой представляли себе не только обыватели, но и некоторые тогдашние критики, вроде В.Г. Белинского, настаивавшего на «бессознательности» художественного творчества. Об интерес читателей к «Арабескам» указывает то, что за последние три десятилетия в свет вышли три переиздания книги.