ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Представляем вам сборник II Международной научной междисциплинарной конфе-ренции, которая проходила в Филиале МГУ в г. Севастополе 27-28 июня 2018 г. и была ор-ганизована Центром информационной политики и международного сотрудничества Филиала МГУ в г. Севастополе при активной интеллектуальной и информационной поддержке Фило-софского факультета Крымского федерального университета имени В.Г. Вернадского. Уникальность данной конференции заключается в том, что за последние 30 лет в Рос-сии миф становился основной темой конференции всего несколько раз, хотя интерес к мифу в условиях перехода к информационному обществу значительно вырос. И там, где миф об-суждали, тематика его обсуждения обычно ограничивалась частными темами, а сам подход к его изучению редко выходил за пределы филологических и этнографических проблем. В связи с этим стоит учесть, что в науке на данный момент сложилось два представ-ления о мифе. Первое – классическое, традиционное, сложившееся ещё со времён Платона, где миф воспринимается как литературный жанр, отлитый в форме сказки, эпоса, былины, поэмы. Второе – сравнительно недавнее, построенное на утверждении, что миф есть базовая универсалия культуры, отвечающая за культурные коды общества и формирующая поле ценностных смыслов. И хотя данная конференция открыта для любых точек зрения, ее орга-низаторы придерживаются того мнения, что, являясь универсалией культуры, миф формиру-ет ее матрицу, в рамках которой культура развивается. Тем самым миф оказывает огромное влияние на все сферы человеческой жизни, пре-вращаясь из научной и культурной проблемы в механизм решения проблем любого уровня и масштаба: от частных до глобальных. Особенно это стало заметно, когда в рамках культур-ных и международных отношений стали применять технологии «мягкой» и «умной силы», гибридной войны, преимущественно построенной на информационно-психологическом воз-действии с целью перекодировки сознания людей под те задачи, которые ставятся в отноше-нии народов и государств, рассматриваемых как ресурс для более могущественных субъек-тов современного глобального взаимодействия. В этом плане миф давно стал оружием мас-сового поражения, которое, в отличие от ядерного или химического оружия, которые высту-пают фактором сдерживания, применяется постоянно, всемерно и повсеместно. Более того, в силу своей природной нейтральности мифы могут быть использованы в рамках проектного и стратегического мышления, предлагая обществу те образы прошлого и контуры будущего, которыми люди будут жить. Исходя из вышесказанного, неудивительно, что для большинства участников конфе-ренции миф воспринимается не как литературный жанр, хотя он таковым и является в тради-ционном (классическом) понимании, и не как синоним лжи и иллюзии, как обычно он пред-ставляется на обывательском уровне, но как базовая универсалия культуры, от которой зави-сит формирование ценностных смыслов человека и общества. Человеку свойственно жить со смыслом. И именно от мифа зависит, во имя каких смыслов мы будем жить и умирать. В этом плане миф представляет собой в образно-символической форме отражённую сознанием реальность, пропущенную через наше созна-ние, прочувствованную нами и обладающую своей истинностью. Отметим, что в таком ви-де миф является не только формой существования культуры, от которой зависит социализа-ция личности, но и выступает мощнейшим инструментом политики и ключевым фактором национальной безопасности. Однако сложно разбираться в практическом функционировании какого-либо явления без знания его онтологии. А с мифом в науке так обстоит ситуация, что большинство учёных предпочитает не изучать миф, довольствуясь общепринятым, а рассматривать его в рамках привычных частностей, где миф прост, лжив, порочен и заслуживает только пренебрежи-тельного отношения. Преодолеть этот порочный круг в науке вряд ли удастся в силу законов мифотворче-ства. Ведь даже борьбой с мифом миф растет. Ведь победить конкретный миф нельзя, не ис-пользуя другие мифологии, т.к. он обладает суггестивным воздействием на сознание, перед которым любые самые достоверные и проверенные факты бессильны. Тем более, что среди ученых формируется мнение, что наука заинтересована в сохранении отношения к мифу как к чему-то негативному и вредному. Науке выгодно за счёт мифа самоутверждаться, абсолю-тизируя свою роль в обществе и срквая собственное научное мифотворчество. Однако остановить процесс познания мифа как культурной универсалии невозможно, также как и его замалчивать. Поэтому данная конференция ставит задачу не только делиться результатами исследования мифа в свете самых разных отраслей научного знания, но и по-пуляризировать традицию, которую разрабатывали великие исследователи XIX-XX веков, начиная с Г. Шеллинга, Ф. Ницше, А.Ф. Лосева, К.-Г. Юнга и М. Элиаде. Именно поэтому организаторы конференции сделали акцент на все сферы изучения и применения мифа с учетом того, как миф может помочь России в глобальной культурной и политической конкуренции в эпоху перехода к шестому технологическому укладу и связан-ной с ним смены модели миропроекта. Конференция задумана как площадка для обсуждения актуальных тем информацион-ной политики с разных позиций в форме научного дискурса и ставит задачу свободного об-мена информацией по новейшим исследованиям мифа и мифотворчества, публикации ре-зультатов научных исследований, обмен научными результатами и исследовательским опы-том, а также установление творческих контактов между учеными. Основные тематические разделы ее сформированы с учетом не только научной специ-ализации, исходя из проблематики исследований мифпа и мифотворчества, позволяющих охватить все сферы его изучения и применения. Они охватывают двенадцать тем. 1. Человек мифический: прошлое, настоящее, будущее. Роль мифа в жизни человека и общества. Ремифологизация мифа: причины и последствия. Проблема преодоления мифа. Миф в человеке и человек в мифе. Мифы повседневности. 2. Миф как универсалия и смысловая матрица культуры. Великие мифы великих культур. Роль мифа в жизни общества. Культурно-символический ресурс мифа. Универсаль-ные мифоосновы человеческого бытия и психологические практики. Проявление мифа через культы и табу. 3. Миф как поле ценностных смыслов. Мифопоэтическое восприятие народов и лю-дей. Синергия смыслов и ценностей в условиях социального, этнокультурного и религиозно-го многообразия. Миф в литературе и культуре. Миф и поэтика исторического действа. 4. Причины и смысл мифотворчества, его природа и предназначение. Смысловое мно-гообразие мифотворчества. Мифотворчество как антропологическая потребность и истори-чески предопределённое упорядочение хаоса. Исторический контекст и социокультурные пределы мифотворчества. 5. Миф и проблемы познания. Возможности науки и её право на истинность. Миф в контексте объективности научного познания. Миф и основы научной методологии. Миф в процессе социального познания. Истина мифа и миф истины. 6. Миф и логос. Наука и миф: причины и особенности взаимоотношения. Миф как единство множеств в контексте научной специализации. Борьба с мифом как основа научно-го познания и мифотворчества. Причины современного расширительного понимания мифа. Преодоление наукой мифа как опыт её мифологизации. Причины и условия для современно-го научного мифотворчества. Миф и наука: диалектика взаимодействия и соотношения. 7. Миф и слово: языковая сущность мифа в контексте смыслового многообразия. Вер-бальное измерение мифотворчества в культурном пространстве и социальном времени: тек-сты, подтексты и контексты. 8. Миф как универсальный объект. Онтологические основы мифа в его расширитель-ном толковании. Миф традиционный и современный: опыт сравнительного анализа. Миф в социальном пространстве и времени. Особенности отношения мифа и времени. Эволюция мифа: пределы и возможности. 9. Миф в истории и историческом поле сознания. Особенности исторической памяти. Причины и характер исторической политики. Битва за историю в контексте исторического мифотворчества. Смысл и назначение мифоистории. Особенности и роль мифоистории в жизни обществ и государств. Национально-исторический миф Украины. 10. Миф как инструмент политики и фактор национальной безопасности. Роль мифа в межцивилизационном взаимодействии. Миф в информационно-психологических, менталь-ных и консциентальных войнах. Роль мифа в идентификационных практиках и психотехни-ках. 11. Мифы России и о России в контексте её исторического развития. Роль мифа в формировании этнокультурной идентичности. Культурные коды России. Россия на перело-ме: вызовы и ответы. Миф и проектное мышление. Россия и Запад в контексте мифотворче-ства. 12. Миф в контексте глобального взаимодействия цивилизаций. Роль мифа в условиях глобального трансформационного кризиса, формирования нового мирового порядка и пере-хода к шестому технологическому укладу. Миф в конкуренции проектов и стратегий. Эсха-тологические мотивы современной мифологии. Предлагаемые в данном втором сборнике II Международной научной междисципли-нарной конференции «Миф в истории, политике, культуре» статьи отличаются оригинально-стью, глубиной и разнообразием. Хотя их не следует считать равноценными, а те или иные утверждения авторов бесспорными. Но для научных сборников это нормально. Тем более, что главной целью публикации сборника является рост интереса к заявленной тематике и приглашение к новым дискуссиям по теме мифа и мифотворчества. И если те или иные ста-тьи вызовут интерес и станут темой для научного обсуждения, значит, наша цель дос