![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Многоаспектная Фонетическая База Данных, создаваемая на филологическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова, отражает новые тенденции в экспериментальной фонетике, когда структурная организация и формат речевого материала предопределяет исследовательские возможности продукта. Сопоставительный функционал БД включает две части: орфоэпически правильное произношение и русское акцентное произношение. Сопоставительный анализ на сегментном уровне возможен по двум критериям: а) ритмическим структурам русского слова и б) родному языку инофона. Речевые образцы записаны от носителей разных языков мира (американского английского, немецкого, французского, итальянского, испанского, голландского, польского, чешского, финского, шведского, турецкого, китайского, корейского и японского языков, а также эталонное произношение носителями русского языка). На супрасегментном уровне база данных содержит чтение и спонтанную речь, что позволяет изучать интерференционные процессы различных языковых систем на фонетическом, фонологическом, просодическом, лексическом и грамматическом уровнях. Организация материала на супрасегментном уровне позволяет сравнивать нормативное произношение на уровне слова и предложения (в двух режимах: чтения и спонтанной речи). Данные супрасегментного уровня визуализированы в интонограммах, которые показывают движение частоты основного тона и паузирование у носителей орфоэпической нормы и инофона. Лексический состав базы организован тремя группами слова: а) единицами, представленными на сегментном уровне ритмических структур и на супрасегментном — в режиме чтения (какой, число, откуда, кто, сколько, когда, где, день, неделя, язык, родной, брат, будущий, специальность, русский, музыка, свободный, время, фильм, книга, отдыхать, любить, понравиться, жизнь, отличаться, мой, ваш, страна); б) единицами, представленными на сегментном уровне ритмических структур и на супрасегментном — в режиме чтения и спонтанной речи (родной, язык, брат, будущий, специальность, русский, музыка, свободный, время, отдыхать, фильм, книга, любить, понравиться, жизнь, отличаться, мой, ваш, страна); в) единицами, представленными на супрасегментном — в режиме чтения и спонтанной речи (родитель). Таким образом вторая группа оказывается наиболее коммуникативно нагруженной.