ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В нашем исследовании была поставлена задача выявить универсальные закономерности организации визуального лексического поиска у испытуемых с разным опытом изучения иностранного языка. Испытуемым предлагалась многократная задача лексического решения – в матрицах 15*15 среди случайного набора латинских букв требовалось найти и выделить курсором 10 слов английского языка из 4 букв. У испытуемых с низким уровнем владения лексикой английского языка по сравнению с испытуемыми, набравшими высокие баллы по лексическому тесту, наблюдалось почти в 2 раза большее количество морганий (F(2;288)=6,6, p<0,01), а также более длительные моргания (F(2;288)=14,2, p<0,01), что, вероятнее всего, связано с большим уровнем когнитивной нагрузки, которое представляла для них задача поиска слов. Также было выделено два паттерна движений глаз – «последовательный», характеризующийся меньшей сменой направлений (большинство углов меньше 45°) и меньшей амплитудой саккад, и «хаотичный», для которого было характерно большее количество углов более 45° и большая амплитуда саккад. Коэффициент сопряженности между результатом лексического теста и паттернами движений глаз составил 0,21, p<0,01. Испытуемые с низким уровнем владения английским языком предпочитали хаотичный паттерн последовательному (81,8% и 18,2% проб соответственно), в то время как у испытуемых с высоким баллом по лексическому тесту, наоборот, наблюдалось предпочтение последовательного паттерна (49,1% хаотичного и 51,9% последовательного паттерна). Полученные данные могут быть использованы при организации тестирования лексике иностранного языка и разработке учебных пособий по иностранным языкам.