ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Термин кокутай продолжает сохранять свою неоднозначность несмотря на годы его изучения не только российскими и зарубежными японоведами, но и японскими историками и правоведами. В России объяснить данное понятие пытались объяснить и перевести на русский язык А.Н. Мещеряков, В.Э. Молодяков, Т.Г. Сила-Навлицкая, которые предлагали свою интерпретацию при истолковании этого термина. В японской науке также не сформировался единый подход к пониманию сути кокутай, что стало плодотворной почвой для дискуссий среди правоведов, историков и философов. Существовал ряд японских исследователей (например, Хадзуми Яцука), которые отмечали, что кокутай можно приравнять к понятию форма государства (демократия, монархия и пр.), другие (например, Симидзу Тоору) утверждали, что для этого более подходящим является понятие сэйтай (政体), а кокутай имеет именно уникальный исключительно японский смысл, означающий национальную сущность японского государства, в центре которого пребывает император. Третьи (например, Минобэ Цукити) рассматривали кокутай отдельно от политических институтов, вкладывая в идею кокутай культурную, психологическую характеристику социального устройства Японии. Особенно ярко проявились разногласия в послевоенный период, когда идея кокутай как основа японской государственности должна была либо перестать быть актуальной, либо трансформировать в новую форму. Японцы сумели в очередной раз продемонстрировать преемственность, когда в послевоенном научном сообществе разразилась дискуссия о том, изменилась ли идея кокутай вместе с принятием новой Конституции. Наиболее ярким свидетельством научной полемики стал диспут ученых С. Сасаки и Т. Вацудзи, где первый отстаивал точку зрения об изменении содержания концепции кокутай в новых условиях послевоенной Японии, а второй отрицал какие-либо значимые перемены. В 2019 г., когда на престол вступил император Нарухито, в Японии произошёл новый виток обсуждения проблемы статуса императора в японской политической системе и государственной организации. Решение этого вопроса японским специалистам видится в задействовании потенциала доктрины кокутай, которая, несмотря на свою длительную историю, по-прежнему отражает основополагающую идею единства императора и японского народа.