ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В идеологическом плане египетская экспедиция Наполеона Бонапарта стала конфронтацией нового типа. Исповедовавшее культ Верховного существа республиканское командование не афишировало свои взгляды перед покоренным населением. «Ориенталистское» восприятие Востока побудило Наполеона и его сподвижников развернуть перед мусульманами миражи новой утопии, включавшей в себя восстановление величия ислама. С другой стороны, султан и Высокая Порта оказались в затруднительном положении. Впервые в своей истории Османская империя заключила официальный союз с христианскими державами, — Англией и Россией, — и альянс с «неверными» требовал коррекции традиционной парадигмы джихада. Идеологический ответ был найден в обращении не к временам славных побед османов над европейцами, а в еще более далеком прошлом. Мусульмано-христианский союз доносился до подданных султана как вынужденная необходимость борьбы с наиболее опасным общим врагом: многобожниками-язычниками. Французское вторжение уподоблялось кораническому нашествию племен «гогов и магогов», а образцами подражания мусульманских воинов становились как доисламские герои (Антара ибн Шаддад, богатырь Рустем), так и противостоявшие злу пророки-предшественники Мухаммада. Сочетание практических политических объяснений и архаичных коранических и доисламских аллюзий было новым явлением для Ближнего Востока, в определенном смысле предвосхитившем многие мусульманские движения более позднего времени.